Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 40 го функционирования государства, с другой стороны, в его политических ре- чах присутствует призыв к объединению всех слоев населения, всех «честных людей» в борьбе против общего врага. В данном случае Цицерон стремится к политической изоляции противников через их исключение из широкого по- нятия «всех честных людей». Исследователь античной политической фило- софии С. Л. Утченко отмечает, что, независимо от степени искренности веры Цицерона в возможность единения всех сословий, «объективный смысл и по- литическая сила лозунга состояли в том, что он в условиях современной Ци- церону действительности, в условиях напряженной борьбы политических группировок и их главарей, мог звучать как лозунг “надпартийный”, подни- мающий над “частными” интересами и распрями, во имя интересов “отечест- ва” в целом» [2, c. 153]. В проблеме анализа «вертикальной солидарности», культивируемой политическими лидерами, на наш взгляд, переплетены несколько аспектов: реализации функций лидерства, психологии конформизма, использования конформизма в целях легитимации власти и собственно горизонтальной со- лидарности масс относительно базовых ценностей политической системы. Наибольшие сложности в настоящее время выпали на долю той разно- видности понятия солидарности, которая рассматривается как этическое и рациональное основание социального государства. Проблема катастрофиче- ски растущей миграции в европейские социальные государства ставит под сомнение их сохранение и развитие в таком качестве и даже судьбу Европей- ского Союза. В связи с этой проблемой нелишне вспомнить некоторые теоретические истоки солидарности как основы социальной политики. Основоположник науки «социология» О. Конт в качестве важных инте- гративных механизмов для общества считал непрерывность и связанную с ней солидарность. Согласно Конту, отличительной чертой человеческого общества является возможность взаимодействия благодаря неразрывности поколений. Человечество накапливает и использует ресурсы предыдущих по- колений, и человек, по сути, является существом, зависящим от времени . Время позволяет передавать коллективный опыт и ресурсы, и эта возмож- ность человечества отличает его от других форм жизни. С понятием непре- рывности связана идея солидарности. Солидарность вытекает из непрерывно- сти и является важной стороной общественной жизни. «Непрерывность, а не солидарность есть великая движущая сила человеческих судеб, особенно в настоящее время», – писал Конт [3]. Видный французский политик и теоретик Леон Буржуа дальше развил теории Конта о долге перед предыдущими поколениями, придав ему юриди- ческий характер с помощью понятия квазидоговора. Буржуа считал, что при- знание такого договора между людьми ставит социальное законодательство на твердое основание. На его основе можно логически вывести взаимные обя-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=