Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 39 французского парламента. В определенной мере цели этой идеи реализуются с помощью созданного в 1925 г. и воссозданного в 1946 г. Национального экономического и социального совета Франции, в котором основную часть составляют представители профсоюзов. Создание консультативных органов на основе определенной системы представительства с функциями предварительной экспертизы представляет собой разновидность согласительных процедур, призванных, кроме всего прочего, способствовать снижению конфликтности по преимуществу мажо- ритарной демократии и формированию общественного согласия по поводу принимаемых законов и политических решений. Повышенная конфликтность в политических процессах во Франции в последние два столетия во многом объясняет необходимость наличия дополнительных институтов легитимации в виде некоего «суррогата» представительной власти. Вместе с тем, Нацио- нальный экономический и социальный совет Франции является конституци- онным органом и его формирование всегда было результатом определенного компромисса между властями и организациями, представляющими граждан- ское общество. По оценке С. Лаборде в солидаристской концепции Дюги тесно перепле- таются элементы синдикализма, корпоративизма и плюрализма [1]. Корпора- тивизм, как известно, был скомпрометирован тем, что его взяли на воору- жение итальянские фашисты. Однако в послевоенные годы произошла реабилитация его демократического варианта (под новыми названиями «не- окорпоративизм», или «корпоратизм») с идеями социального партнерства и согласительных процедур. В системе социального партнерства, на наш взгляд, достаточно отчетливо присутствует элемент межгруппового согласия и солидарности как одна из целей функционирования этой системы. Особой разновидностью солидарности можно, вероятно, считать внутри- корпоративные отношения поддержки работодателей со стороны наемных работников, озадаченных проблемами судеб фирмы в условиях конкуренции. Вероятно, есть основания такую солидарность называть «вертикальной». Некоторые сходства с такого рода солидарностью можно заметить в культивируемом политическими лидерами, особенно харизматического типа, общем чувстве единения граждан перед угрозами национальной безопасности внешнего и внутреннего характера. В целом в современных демократиях лидеры и партии ориентированы на привлечение на свою сторону максимального количества избирателей из са- мых разных слоев населения и призывают к солидарности (часто заменяя ее синонимами) всех, исключая политических оппонентов и их сторонников, якобы не понимающих подлинного содержания общего блага и путей его достижения. Этот прием имеет давнюю историю. Уже в творчестве античного мыслителя Цицерона можно вполне отчетливо его заметить. С одной сторо- ны, он воспевает «согласие сословий» как основу стабильного и справедливо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=