Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 37 классовой солидарности было включено в процесс развития классового соз- нания, превращения рабочих из «класса в себе» в «класс для себя». Солидар- ность марксизм рассматривал в терминах непримиримого классового проти- востояния и борьбы. Как элемент классового сознания, она в равной мере важна как для рабочего класса, так и для класса буржуазии. Причем в мар- ксизме неоднократно обращалось внимание на то, что самосознание и соли- дарность класса буржуазии формируется раньше и легче, чем у рабочего класса. Иначе говоря, марксизм рассматривал солидарность в рамках кон- фликтной парадигмы политического процесса и в качестве важного полити- ческого ресурса конфликтующих сторон. К консенсусной парадигме политической теории вела линия развития концепта солидарности в процессе формирования социологической науки. Солидарность стала одним из центральных понятий в социологии О. Конта и Э. Дюркгейма, обозначая объективную взаимозависимость социальных групп и классов, а также узы взаимосвязи составляющих их людей. Не без влияния Дюркгейма понятие солидарности заняло важное место в различных направлениях теоретической социологии, в частности, в теории социальных систем Т. Парсонса, в структурно-функциональном анализе Н. Лумана, в со- циальной теории Ю. Хабермаса. Солидарность была тем понятием, которое играло значительную роль в попытках социологов ответить на вопрос о том, как возможно общество? Э. Дюркгейм исходил из целостности общества, рассматриваемой как орга- ническая. Классовая структура трактовалась им как производная от общест- венного разделения труда. Отсюда следовало, что поскольку деление общест- ва на классы общественно необходимо и закономерно, постольку эти классы должны совместно и солидарно трудиться в системе общественного произ- водства. Солидарность понималась как объективная взаимозависимость всех членов этого общества – индивидов, социальных групп, классов. Характери- стики солидарности Дюркгейм ставил в зависимость от типа общества и тех взаимосвязей, которые в них преобладают: механическая солидарность в тра- диционном обществе, органическая солидарность – в современном. Механическая солидарность формируется на подобии, на схожести жиз- ненных условий, стиля жизни, общей культуры, веры, религии и ритуалов. В обществах с механической солидарностью доминирует коллективное соз- нание, регламентирующее жизнь индивидов. Здесь коллективное и индивиду- альное мало различимы. Авторитет коллективного сознания безоговорочно господствует над индивидом. Современное общество характеризуется высокой степенью специализа- ции и социального разграничения. Согласно Дюркгейму, граждане объедине- ны не традициями и унаследованными общественными нормами, а своей взаимозависимостью, созданной увеличением разделения труда и специали- зацией. Возникает новый тип солидарности, которую Дюркгейм называет ор-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=