Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 31 операций и процедур из данной исследовательской программы в другие от- расли знания для выполнения аналогичных исследований; эвристические правила расширения и повышения концептуального уровня исследователь- ской программы данного научного сообщества; г) нормы профессионального и социального поведения в научных сообществах. Данная система включает теоретические знания об объекте и практические (знания о способах орга- низации деятельности познания, включающие когнитивные и социально- организационные научные нормы). Поскольку целью научных школ как сис- тем подготовки кадров является обучение научному творчеству, то и содер- жанием тогда выступает проективное творческое мышление – поисковое на стадии формирования гипотез и критическое – на стадии их отбора. Отсюда – понимание науки как не только знания, прошедшего отбор, но и знания, на- ходящегося в стадии отбора. Поскольку, по замечанию М. Полани, «писаные правила умелого действования могут быть полезными, но в целом они не оп- ределяют успешность деятельности; это максимы, которые могут служить пу- теводной нитью только в том случае, если они вписываются в практическое умение или владение искусством. Они не способны заменить личностное зна- ние» [15, c. 83; 16]. Как становящееся, развивающееся, живое единство, научная школа об- ладает потребностью в осмыслении своей истории, процессов и результатов исследований как процессов и результатов постижения мира, выявлении ту- пиковых, ошибочных и продуктивных, перспективных направлений даль- нейшего исследования. Она нуждается в том, чтобы быть представленной в сообществе и привлекать к исследованиям новые кадры, чтобы реализовать полученные данные и разработанные концепции, подходы в практике. Для этого ей необходима как прямая, автохтонная, так и историческая связь с со- обществом [9; 13; 14; 17]. Схема представления научной школы должна, на наш взгляд, включать «дерево школы»: 1) ствол дерева – основатель или ос- нователи школы; 2) ветви – учения и направления школы; 3) особенности «расположения» ветвей – исторические вехи в исследованиях школы, ее тип, включая открытия и концепции, методологические инновации, а также дис- путы и конфронтации, научные и личные «интриги» представителей школы в ее развитии и развитии науки в целом, а также формирование и трансфор- мацию ценностей и миссии школы; 4) почву дерева – социокультурную и по- литическую среду, научно-исследовательские предпосылки и «учителей» – основателей школы; 5) небо – перспективы школы, возможности ее развития в будущем; 6) педагогические и научные аспекты деятельности школы; 7) общественные и практические результаты деятельности школы. Особенностью научного творчества в контексте научных школ является возможность продуктивного совместного поиска и обмена идеями, разработ- ки широкого проблемного поля и сопоставления результатов ряда исследова- ний. Чем больше и разветвленнее научная школа, тем теоретически больший

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=