Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 30 «всеобщее государство» науки (церковь коммерционализации и бюрократи- зации), а также «внешний пролетариат», создающий «стаю варварских банд», сражающихся за «место в истории науки», «ученые звания» и «научные сте- пени» и против тех, кто занят наукой как поиском истины ради служения че- ловечеству. Эти последние, автономные субъекты, отказывающиеся играть в «управление», «потребление» и «защищенность», как правило, включены в число подлежащих более или менее активному уничтожению «больных, преступников и оппонентов». В период наиболее активного социального рас- пада они трансцедентируют в поисках новых решений, приводят к рождению новой идеологии или «церкви», вокруг которых может организоваться после- дующая цивилизация [10]. В последнее время на такую идеологию претенду- ет идеология социального служения и социального партнерства, которая обеспечивает, кроме прочего, социально-политическую мобильность и лояль- ность общества и правящей «элиты», гармонизацию интересов науки и прак- тики. С. А. Лебедев отмечает, что научная школа – это коллектив исследова- телей, удовлетворяющий следующим критериям: 1) наличию научного лидера, конструктора новой исследовательской программы; 2) наличию «уче- ников», последователей, приверженцев созданной лидером научно-исследо- вательской программы (объединенных либо в формальную научную группу, либо в «невидимый» колледж); 3) воспроизводству нескольких поколений ис- следователей – приверженцев данной программы; 4) эффективности про- граммы, подтвержденной деятельностью ее приверженцев [11]. В условиях современных научных коммуникаций (общение через Интернет, разработка трансдисциплинарных моделей реальности и др.) территориальная и дисцип- линарная дифференциация школ по регионам и тематическим проблемам, их роль в общей динамике науки становится менее значимой. Более значимы – общее проблемное поле (научное направление), методология и ценности (миссия) школы, а также наличие коллектива исследователей, скрепленного реальными или виртуальными связями взаимного признания, обучения, со- вместного или скоординированного друг с другом исследования. Вариант переходной формы между научными группировками и науч- ными течениями – «невидимый колледж»: не имеющая организационного оформления группа по изучению проблем. В таких группах вырабатываются различные механизмы неформальных связей. Помимо обмена публикациями, промежуточными исследованиями и ориентировочными предполагаемыми результатами, у каждой группы существует круг институтов, исследователь- ских центров, летних школ, которые используются для встреч небольшого числа наиболее активных значимых членов. Так, к примеру, В.Б. Гасилов [19] выделяет виды знаний, функционирующие в научной школе: а) «общекуль- турный фонд знаний», призванный подготовить ученика к жизнедеятельно- сти; б) рутинные операции и процедуры, предназначенные для реализации некоторой исследовательской программы; в) «правила переноса» рутинных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=