Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 28 тельские программы, истощаются, распадаются. Вырождение научных школ (их угасание) происходит в двух основных формах: бюрократизации и ком- мерциализации. Обе эти формы, активно поддерживаемые в настоящее время, связаны с модернизацией и модификацией уже имеющихся результатов, сво- дятся к управлению проектами вместо научного поиска, что убивает творче- ство и, следовательно, саму научную школу. Гибель научных школ связана с «железным законом меритократии» Кр. Хейза. Согласно этому закону нера- венство, рожденное меритократической системой, приводит к тому, что мери- тократические «лифты» отказывают [1; 23]: творческие субъектыоказываются подавленными «учителями» и их приближенными. Меритокра́тия, как прин- цип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения, во многом противоположна как аристократии, так и демократии, она предпола- гает создание начальных условий для социального продвижения («лифтин- га») одаренных и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции. Термин «меритократия» как «заслуженная власть» введен Х. Арендт и М. Ян- гом [20; 22]. Надежды на меритократию, связанные с тем, что она позволит устранить бюрократию как систему, препятствующую социальным изменени- ям, изменить социальную структуру общества в целом, продвинуть науку вперед, не подтвердились [2; 3; 4; 10]. Как отмечает А. Гротендик [8], кото- рый проследил эволюцию элитарной группы специалистов, меритократия, начиная с содружества гениев, заканчивает разделением социальной общно- сти на две касты: жестокосердых «высших» и живущего в страхе «болота». Поэтому неравенство, рожденное меритократической системой, со временем подавляет механизмы вертикальной мобильности. Дело, как отмечают иссле- дователи, в «железном законе бюрократии»: в бюрократической системе рабо- тающие на благо бюрократии захватывают власть, начиная создавать правила работы организации, а те, кто выполняет задачи, ради которых бюрократия создается, делают все меньше и меньше работы. Отчуждение и самоуправле- ние вытесняют творчество, а манкировка наукой (их симулякры) со стороны «элиты», наряду с принудительным уничтожением или самопожертвованием людей, вытесняют реальные, нефиктивные процессы [1; 5; 23]. Современная наука шагнула так далеко, что существуют целые симуля- кры научных школ, множатся попытки создания собственных школ на основе имеющихся простым «переименованием» изучаемых концепций. В школе си- туативных знаний отмечается, что в эпоху постмодерна, в мире «ситуатив- ных» знаний, «дигитальной нравственности» и «технического родства», вы- строившего в «плюрализме» социальной аномии общество потребления или социального каннибализма, личность с рождения усваивает идеологию обма- на и подавления; в моделях «сайентифицированной» и «мифологизирован- ной» «массовой культуры» стран, забывших о необходимости уважительного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=