Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 27 дующие: наличие программы, разработанной лидером; непосредственное об- щение коллектива школы; наличие методического инструментария исследо- ваний; наличие внутренних стандартов оценки деятельности [12]. Научная школа, как правило, обладает такими основными признаками: минимальный цикл, позволяющий фиксировать существование школы, – это три поколения исследователей (основатель, последователь-преемник, ученики преемника); наличие лидера – крупного ученого, обладающего педагогическим мастерст- вом и личным авторитетом; сохранение в научной школе атмосферы творче- ства, общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам; формирование и постоянное пополнение группы последователей лидера, под- держивающих с ним контакты, разделяющих ценности и традиции школы, способных к самостоятельному поиску. О. Ю. Грезнева предлагает много- мерную классификацию научных школ как научных коллективов, з авоевав- ших известность высоким уровнем исследований в конкретном нау чном направлении, устойчивостью научной репутации и традиций, преемственно- стью поколений в ходе подготовки научных кадров высокой квалификации [6, c. 42–43; 7]: 1) по виду связей между членами научной школы – научное течение, «невидимый колледж», научная группировка; 2) по статусу научной идеи – экспериментальные, теоретические; 3) по широте исследуемой пред- метной области – узкопрофильные, широкопрофильные; 4) по функцио- нальному назначению продуцируемых знаний – фундаментальные, приклад- ные; 5) по форме организации деятельности учеников – с индивидуальными формами организации научно-исследовательской работы, с коллективными формами организации НИР; 6) по характеру связей между поколениями – одноуровневые, многоуровневые; 7) по степени институализации – нефор- мальные, кружки, институальные; 8) по уровню локации – национальные, ло- кальные, личностные. Иногда, однако, школы рассматриваются как симптом незрелости науки. С утверждением определенной парадигмы и переходом к «зрелой» науке они сходят со сцены. Устанавливается общность теоретиче- ских и методических позиций всех представителей данной науки. Но совре- менное понимание школ включает в себя также школы «тематические», заня- тые решением сходных проблем. Вопрос о жизненных этапах или даже циклах жизни школ наименее раз- работан. Часто выделяют следующие этапы: 1) исследовательская программа или интерес к одной и той же теме объединяет ряд ученых; 2) исследователь- ский коллектив превращается в школу – со своей методологией, ценностями и миссией, лидерами и учениками; 3) происходит зарождение нового научно- го направления, раздела или дисциплины; 4) возникает «научно-образователь- ная» школа для новых поколений ученых, магистрантов, аспирантов и т. д.; 5) возникают новые школы из предшествующих – среди учеников выделяют- ся лидеры, с которыми связаны новые ветви и «расколы» внутри старой шко- лы; 6) в развитых науках школы конкурируют между собой и 7) исследова-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=