Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 25 М. Р. Арпентьева Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ ШКОЛ В статье анализируются основные проблемы формирования и развития на- учных школ, предлагается система описания научной школы, дающая предста в- ление об особенностях научного вклада и творческих процессов в школе. Ра с- сматриваются вопросы руководства научными школами и лидерства, а также современные взгляды на школы. Отмечается двойственная роль научных школ в развитии науки. С одной стороны, научные школы задают направления развития науки и подстегивают теоретический и эмпирический поиск в рамках методологии, которую использует данная школа, и основанной на данной методологии теорети- ческой модели того или иного объекта изучения. С другой стороны, научная школа как доктрина и парадигма изучения того или иного феномена или группы фено- менов тормозит развитие науки, ограничивая научный поиск в теоретическо й и эмпирической сферах постулатами сформированной ею теоретической модели. В статье рассматриваются также формы объединения исследователей (практи- ков и ученых), альтернативные или дополняющие научные школы, отличающиеся большей подвижностью и открытостью. Ключевые слова: научная школа, руководитель научной школы, методоло- гия, доктрина, парадигма, творчество. M. R. Arpenteva Kaluga State Pedagogical University K. E. Tsiolkovsky (Kalula, Russia) FEATURES OF SCIENTIFIC CREATIVITY IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC SCHOOLS The article analyzes the main problems of formation and development of scientific schools, a system description of the scientific school, which gives an idea about the features of scientific contribution and creative processes in the school. Examines the issues of governance and schools of thought and leadership, as well as modern views on the school. It is noted the dual role of scientific schools in the development of science. On the one hand, the scientific school set the direction for the development of science and motivate the theoretical and empirical search into the methodology used by the school, and based on this methodology, the theoretical model of an object of study. On the other hand, the scientific school as the doctrine and paradigm of the study of a phenomenon or group of phenomena hinders the development of science, restricting scientific research in theoretical and empirical spheres formed it postulates a theoretical model. The article examines the forms of Association of researchers (practitioners and academics), alternative or complementary scientific schools, which have greater mobility and openness. Keywords: scientific school, research Director, methodology, doctrine, paradigm, creativity. Современное научное творчество немыслимо без того, что называют «научными школами». Понятие «научная школа» многозначно и имеет раз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=