Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 23 Общий анализ современной англоязычной литературы по профессио- нальным ценностям, таким образом, позволяет сделать вывод, что современ- ная аксиология еще не достигла уровня теоретичности и нуждается в более фундаментальных основаниях. Все вышесказанное заставляет искать ответ на вопрос – каков оптималь- ный вариант определения содержания профессиональных ценностей? Ответ на этот вопрос может заключаться в синтезе классических и про- фессиональных ценностей. Если общие ценности неизменны и целостны, то профессиональные ценности ситуативны, вариативны; их содержание за- висит от специфики профессиональной деятельности; они требуют периоди- ческого наблюдения и анализа, которые могли бы показать ценностные изме- нения в отдельно взятом профессиональном сообществе. Иерархия нравственных ценностей Н. Гартмана как наиболее подробная систематизация в классической аксиологии [1] типологизирует нравственные ценности, разбивая их на ценностные ряды: так, в высших ценностных рядах представлены основные ценности, сконцентрированные вокруг категории бла- га, в его отношении к добру и злу и представляющие собой некое идеальное начало. В остальных ценностных рядах представлены ценности добродетелей: добродетели античной этики и добродетели христианской этики. Третий ряд ценностей в классификации Гартмана наиболее социально ориентирован – он включает в себя такие ценности, как любовь к дальнему, дарящая доброде- тель, ответственность и вменение, личная любовь и ценности внешнего обхож- дения. Систематизация Гартмана может послужить моделью для определения ценностей современной профессиональной этики. На наш взгляд, именно цен- ности добродетелей третьей группы могут быть переосмыслены в качестве профессиональных ценностей в целостной системе профессиональной этики [2, с. 123–124]. В этом ряду ценностей добродетелей некоторые из них остают- ся неизменными, а некоторые приобретают ситуативный и вариативный харак- тер, не вступая при этом в конфликт с остальными ценностями. Анализ соот- ношения ценностей показывает приоритет той или иной ценности, выявляет силу ценностей. Так, по словам Гартмана, силу каждой ценности можно опре- делить, исходя из реакции на ее соблюдение или несоблюдение окружающими (ценностного ответа) [1, с. 586–588]. Важно и исследование оппозиционных ценностей, «антиценностей» в профессии. Оппозиционные ценности не всегда исключают позитивные ценности: они могут дополнять позитивные ценности и не вступать с какими-то из них в конфликт; соотношение двух оппозицион- ных ценностей приводит к тому, что они могут бесконфликтно дополнять друг друга. Соотношение двух позитивных ценностей также не носит конфликтный характер, одна ценность может одновременно реализовывать и другую. Несмотря на то, что профессиональные ценности непостоянны и специ- фичны, сама попытка их систематизации не лишена смысла, поскольку может стать неким ориентиром, точкой отсчета для их определения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=