Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 18 мерный» характер [2, c. 242–303]. Основываясь на этих предпосылках, Н. Гартман попытался конкретизировать закон высоты нравственных ценн о- стей, прежде всего, в его непосредственном соотношении с законом силы. Закон силы во многом углубляет и конкретизирует закон наслоения нравс т- венных ценностей. Суть его в том, что высшие принципы одновременно и за- висимы от низших, и свободны от них, т. е. представляют собой новую, высшую форму, возвышающуюся над низшим ценностным содержанием. Развивая сравнительный взгляд, Гартман замечает, что если указатель ценно- стной высоты заключается в одобряющем ценностном чувстве или, говоря словами Гильдебранда, в «ценностном ответе» (одобрении, признании, почи- тании, восхищении, воодушевлении и т. п.), то указатель ценностной силы – в негативном ценностном чувстве, проявляющемся при нарушении ценно- стей. Это означает, что сила ценности узнается по соответствующей не- ценности. При этом закономерности проявления высоты и силы ценностей имеют различный характер. Так, если героизм заслуживает восхищения (при- знак высоты), то отсутствие героизма не является ни презренным, ни возму- тительным; об его отсутствии можно лишь пожалеть, как о человеческой слабости. Напротив, если достойный доверия заслуживает лишь обычной ре- акции, то нарушивший доверие (признак силы) вызывает презрение и даже возмущение. Таким образом, если сила ценности определяется тяжестью пре- грешения при ее нарушении, то высота ценности характеризуется заслугой в ее исполнении. Конкретизируя взаимосвязь законов высоты и силы ценно- стей, Н. Гартман приходит к следующей формуле: «Заслуга при исполнении ценности увеличивается не прямо пропорционально тяжести ее нарушения, но обратно пропорционально. Более высокой ценности соответствует при ее нарушении не более, но менее тяжкое преступление; более сильной ценн о- сти же соответствует при ее исполнении не большая награда, но ничтожная» [1, c. 533]. Характеризуя закон соотношения высоты и силы нравственных ценностей, следует иметь в виду, что в определенных границах сила ценности самостоятельна по отношению к ее высоте и не влияет на нее. Более того, она сама способна определять социальную значимость высоты ценности. Тот факт, что убийство, кража и подобные им преступления морально ощущают- ся как тягчайшие проступки, основывается на том, что справедливость, кото- рая в них нарушена, фундирована элементарнейшими ценностями благ (жизнь, собственность и т. д.). В этом смысле, как проницательно заметил Гартман, «только низшие нравственные ценности могут принять форму запо- веди. И вдвойне характерно то, что эти заповеди, чем они элементарнее, тем негативнее – выступают как запреты (не убий, не укради, не прелюбодейст- вуй, не лжесвидетельствуй и т. д.). Определяющей, таким образом, оказыва- ется не высота ценностей, а низость не-ценностей, тяжесть прегрешения. Уже любовь к ближнему является весьма условной заповедью; личную же любовь заповедовать вообще нельзя» [1, c. 536]. Комбинированный закон соотноше-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=