Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Философские науки 17 между добродетелями в характере человека. Так, ценности справедливости и любви к ближнему исключают друг друга, по крайней мере, в основных чертах; б) противоположность ценности и неценности носит, как правило, ха- рактер дополнительности. Так, любовь к ближнему вполне уживается с не- справедливостью; справедливость же – с черствостью. Точно так же чистота не противоречит нравственной нищете; широта же – нечистоте; в) наконец, противоположность двух негативных ценностей также осуществляется по за- кону комплементарности (дополнительности). Несправедливость и жестоко- сердие никогда и ни в какой связи не исключают друг друга; они только содержательно различные пороки, но один и тот же человек может их обнару- жить в своем поведении без малейшего противоречия. Из отношения противо- положности вытекает еще одна весьма очевидная закономерность: отношение взаимодополнительности (комплементарности) ценностей. Оно известно, пре- жде всего, по некоторым неразрывно связанным друг с другом цепочкам пози- тивных ценностей: доверии и надежности; вере и верности; достоинстве и вни- мании; уважении, заслуге и радостном признании; героизме и восхищении; добре и благодарности и т. д. Особенностью комплементарного отношения ценностей является то, что оно фиксирует типичную ценностную реакцию од- ной личности на поведение другой. Яснее всего это ощущается в отношении доверия, дружбы и любви. Характерным выражением отношения взаимодо- полнительности ценностей является то, что Н.Гартман определяет как «обо- юдная фундированность», суть которой в том, что каждая ценность находит свое полное завершение в другой и без нее как бы повисает в воздухе. Так, ге- роизм сам по себе достоин восхищения, добро достойно благодарности, равно как верность и правдивость достойны доверия и уважения. 3. Закон высоты нравственных ценностей в определенной степени про- сматривается уже в «Никомаховой этике». Ряд добродетелей, рассматривае- мых Аристотелем, выстраивается им по принципу восхождения от менее предпочтительного к более предпочтительному: неплохое – достойное похва- лы – достойное любования – достойное почитания – достойное любви – дос- тойное восхищения – достойное поклонения. Этому соответствует негатив- ный ценностный ряд: ошибочное – некрасивое – достойное порицания – позорное – достойное ненависти. Вопрос о критериях высоты ценностей за- трагивался М. Шелером и Д. фон Гильдебрандом. Так, Шелер ставит высоту ценностей в зависимость от их долговечности, неделимости, фундированно- сти, глубины удовлетворения ими и их абсолютности. В свою очередь Гиль- дебранд в качестве критерия высоты избирает принцип «ценностного ответа», суть которого в том, что для каждой ценности существует одна и только одна соответствующая ей ценностная реакция. Никто не может считать одно и то же «очень милым» и одновременно «воодушевляющим» или «достойным по- читания». Согласно Гильдебранду, связь между определенной ценностью и соответствующим ей «ценностным ответом» носит «сущностно-законо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=