Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 16 ных взаимосвязей, сгруппировав их по два: 1) законы наслоения и законы фун- дирования; 2) законы противоположности и законы комплементарности (до- полнительности); 3) законы высоты ранга и законы силы ценностей. Рассмот- рим характер этих законов на примере соотношения конкретных ценностей. 1. Закон наслоения ценностей фиксирует тот факт, что при реализации более высокой ценности необходимо реализуется и повторяющийся в ней эле- мент более низких ценностей. При этом не только материя более высокой ценности обусловлена материей более низкой, но и ценностная высота более высокой обусловлена ценностной высотой более низкой. Так, высота ценно- сти доверия растет с высотой содержащегося в ней ценностного момента си- лы, риска, храбрости; ценность дарящей добродетели растет с соответствую- щей ей ценностью широты. Характерно, что эта зависимость не может быть подвержена инверсии. Так, ценность любви к ближнему не изменяется от то- го, много или мало сделал человек для ближнего. В отношении фундирования имеет место иная закономерность: при реализации искомой ценности опреде- ляющая ее (фундирующая) ценность не реализуется с необходимостью. Так, в ценности любви как таковой не суть важно, достигается ли реальная цель или нет; значение имеет, насколько серьезно нечто в любви полагалось це- лью. Правдивость нравственно не менее ценна, даже в том случае, когда го- ворящий заблуждается, и другой тем самым не достигает истины. 2. Возможны три вида ценностных противоположностей: а) противопо- ложность двух позитивных ценностей (добродетелей); б) противоположность позитивной (добродетель) и негативной (порок) ценностей и в) противопо- ложности двух негативных ценностей (пороков). Каждый из данных видов противоположностей выражает особый характер соотношения конкретных добродетелей и пороков. Знание данных особенностей позволяет максималь- но приблизиться к порогу конкретного, личностного преломления ценностей в той или иной жизненной ситуации. Прежде всего, следует заметить, что миру позитивных ценностей противостоит мир негативных ценностей (антиценно- стей). Но это противостояние осуществляется вовсе не по типу ассиметричного соотношения или зеркального отражения. Так, идее «единства добродетели» не соответствует никакое единство «не-добродетели» (или порока), в том числе и в идее (не считая, возможно, образа дьявола). Если в храбром человеке мы невольно предполагаем также качества справедливости, верности, честности и т. п., в соответствии с идеей «единства добродетели», то трус не обязательно должен быть гневливым, несправедливым или жестоким. В этом смысле иде- альному единству мира ценностей (добродетелей) соответствует идеальная ра- зобщенность и раздробленность мира неценностей (пороков). Учитывая эту принципиальную особенность, остановимся на некоторых закономерностях, связанных с ценностными противоположностями: а) проти- воположность позитивных ценностей в силу их идеального единства носит исключающий характер, что предполагает избежать серьезных конфликтов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=