Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 14 Уникальность нравственных ценностей определяется их отношением к совести. «Когда мы понимаем, что совершили нечто дурное в нравственном смысле, – замечает Д. фон Гильдебранд, – в нашей душе звучит беспокойный голос, который мы называем “совестью”. Этот неумолимый голос, обращен- ный к нам, нарушает наше душевное равновесие и обременяет нас несравни- мым ни с чем грузом. Конечно, нас может огорчать и наша интеллектуальная несостоятельность; мы можем чувствовать собственную физическую непол- ноценность. Но такие депрессивные состояния имеют совершенно другой ха- рактер по сравнению со страшной дисгармонией, которую вызывает неспо- койная совесть. Эта дисгармония, которую не могут заглушить никакие удовольствия и рассеять никакие развлечения и которая омрачает наше суще- ствование, возникая в самых глубинах души, мы тщетно пытаемся изгнать и, в конце концов, прячем за другими вещами, коренится только в сфере нравственного» [2, c. 218]. Характерной чертой нравственных ценностей является их всеобщая вме- няемость и обязательность. Если человек мало одарен или ему недостает внешнего обаяния, это может быть достойно сожаления. Если же он нравст- венно плох, то он несостоятелен в своей главной задаче; он не выполняет то- го, что от него категорически требуется. Если человек является хорошим в нравственном отношении, то мы не рассматриваем его интеллектуальные недостатки, отсутствие таланта или остроумия как свидетельство невыполне- ния им своего главного человеческого предназначения. Мы не считаем, что любой человек должен быть гением или обладать особым физическим обая- нием. Мы сознаем, что таких вещей нельзя требовать от каждого. Однако нравственные достоинства обязательны для каждого. Но их необходимость простирается еще дальше. Кажется совершенно естественным, что отдельный человек не может обладать всеми интеллектуальными талантами, но каждый обязан обладать всеми нравственными достоинствами. Совершенно естест- венно, когда кто-нибудь заявляет: «Я – музыкант, но у меня нет никаких фи- лософских способностей» или: «Моя область – наука, а искусство я предос- тавляю другим, имеющим соответствующие таланты». Однако настолько же нелепо, как и смешно, если кто-нибудь скажет: «Мое дело – справедливость; нравственная чистота – это дело коллег». Разделение достоинств между раз- ными людьми, совершенно естественное в отношении всех остальных лично- стных ценностей, не касается нравственной сферы. Здесь все нравственные достоинства обязательны для каждого человека. Наконец, еще одним важнейшим признаком нравственных ценностей яв- ляется их отношение к награде и наказанию. То, что моральная вина требует наказания, кажется само собой разумеющимся. Внутренняя дисгармония, вы- зываемая нравственной виной, требует обязательного искупления. Мы ощу- щаем это требование в отношении вины другого, как и в отношении нашего собственного проступка. Тот факт, что мы не можем отделить сознание соб-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=