Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Научные сообщения 119 Четвертый этап отводится педагогу для пилотажной апробации проект- ного замысла в работе с детьми в своей профессиональной деятельности, на основе которой осуществляется его корректировка, и создаются варианты реализации в зависимости от характера и степени выраженности дефекта. Накопленный на втором этапе банк данных пополняется за счет собственного опыта реализации программы, осуществляется обмен информацией с другими участниками педагогического процесса в образовательном учреждении и родителями. На данном этапе проводится мониторинг эффективности реализации программы дополнительного образования в соответствии с определенной на предыдущем этапе критериальной базой, с использованием адекватных цели и задач программы диагностических методик. Важной составляющей этой работы является оценка эффективности реа- лизации воспитательной компоненты в процессе освоения образовательной программы дополнительного образования различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. На пятом этапе происходит корректировка и определение перспектив развития программы, после чего выполняется завершающее оформление про- граммы, ее рецензирование и внедрение в практику. При разработке и реализации программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо обратить внимание на следующие моменты. В зависимости от типа образовательного учреждения программа может реализовываться самостоятельно как парциальная, а может быть интегриро- вана и выступать как составная часть комплексной программы , обеспечи- вающая одно из направлений. В качестве таких направлений могут выст у- пать физическое развитие и здоровье, развитие экологиче ской культуры, развитие игровой, театрализованной, изобразительной деятельности. В этом случае авторские программы специалистов должны быть согласованы, что- бы избежать повторов и обеспечить комплексность воспитательного воздей- ствия на детей. Воспитательная составляющая, направленная на осуществление эффек- тивной социализации и преодоление трудностей социальной адаптации детей с нарушениями в развитии, может стать тем системообразующим компонен- том, который обеспечит интеграцию содержательной части входящих в ком- плекс программ и технологии их реализации. Кроме того, программа должна предусматривать методическое обеспе- чение преемственности взаимодействия с ребенком в условиях образователь- ного учреждения или учреждения дополнительного образования и семьи. При соблюдении этого условия родители смогут стать активными участниками образовательного процесса, что сделает процесс социализации ребенка более эффективным.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=