Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 118 Авторская программа дополнительного образования для детей с огр а- ниченными возможностями здоровья представляет собой отражение профе с- сиональных интересов, опыта работы специалиста в области образования, воспитания и социализации этой категории детей, а также важнейшей состав- ляющей педагогического творчества. Специфическими характеристиками та- кой программы выступают ее актуальность, прогностичность, рациональ- ность, реалистичность, целостность, контролируемость, корректируемость и динамичность. Динамичность является отличительной характеристикой программ до- полнительного образования для детей с теми или иными нарушениями в раз- витии, поскольку предполагает и обеспечивает возможность не только внесения в них изменений различного характера, но и их творческое совер- шенствование и развитие. Динамичность таких программ выступает как их обязательное качество, предполагающее такую их перестройку, которая по- зволит не только вести педагогическую деятельность в рамках заявленной образовательной области, но и реализовывать различные направления воспи- тательной компоненты, в том числе социальную адаптацию и интеграцию в общество детей, у которых в силу того или иного дефекта развития эти про- цессы в известной степени затруднены. Первым этапом разработки программы дополнительного образования для детей с нарушениями в развитии является определение ее названия, п и- лотажного замысла и теоретико-методологических основ, построение кон- цепции исходных положений будущей коррекционно-развивающей деятель- ности. В качестве таких положений следует рассматривать уровень и направленность программы, приоритетные методы и формы работы, пер- спективу развития, составляющие воспитательной компоненты программы. Эти положения отражаются в пояснительной записке. Второй этап предполагает анализ различных типовых и авторских про- грамм для образовательных учреждений коррекционной направленности и программ педагогов дополнительного образования в заявленном образова- тельном направлении. На данном этапе анализируются различные направле- ния и формы работы с детьми в системах специального и дополнительного образования для определения наиболее оптимальных технологий реализации программы. На основе накопленного банка информации на третьем этапе завершает- ся разработка концептуальной части программы, концепт получает оконча- тельное оформление, и разрабатывается проект технологического решения воплощения пилотажного замысла. Создаются методические материалы: пла- ны и конспекты занятий и других мероприятий, сценарии, анкеты для родите- лей, опросники для детей. Для контроля за эффективностью осуществления программы подбираются диагностические методики и определяется критери- альная база.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=