Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 108 гащение и расширение комплекса полезных исследовательских умений, выступающих в качестве инструментария реализации исследовательской дея- тельности. Будущие учителя овладевают этими умениями в процессе решения исследовательских задач разного уровня сложности, начиная с самостоятель- ных микроисследований, участия в проектной деятельности, в работе про- блемных групп. По результатам проведенного исследования студенты пред- ставляют свои материалы на научно-практических конференциях, принимают участие в олимпиадах, в исследовательских конкурсах. На данном этапе сту- денты применяют полученные ими теоретические знания на практике в дет- ских оздоровительных лагерях и на педагогической практике в школе, где они погружаются в реалии учебно-воспитательного процесса. На втором этапе педагогическое сопровождение будет направлено на организацию студентами собственного исследования, позволяющего трансформировать обыденное восприятие задачи в научное знание о ее сущности, о построении системы подходов к ее возможному решению, а также – в доказательное обоснование эффективности найденного решения. Поэтому особая роль отводится готов- ности и мотивированности самого преподавателя к организации исследова- тельской деятельности молодежи. От компетентности наставника во многом будет зависеть мотивированность студентов в проведении исследования в об- ласти педагогических наук, так как на этом этапе идет определение тем их выпускных квалификационных работ. Необходимо со стороны преподавателя системно использовать возможности разных педагогических технологий, по- зволяющих погружать студентов в исследовательскую деятельность (иссле- довательские, проектные, игровые, информационно-коммуникационные и др.). При организации студентами исследования преподаватель его только направ- ляет, помогая будущему учителю самостоятельно получать субъективно но- вые знания, опираясь на свои знания, умения, опыт. Студент при этом должен чувствовать, что организуемое исследование он проводит сам, но при любых затруднениях может обратиться за помощью к научному руководителю, ко- торый всегда поможет, посоветует, подскажет. Большое значение отводится атмосфере доверия, которую возможно создать за счет демократического сти- ля общения, ценностного отношения к потребностям, мотивам, целям и инте- ресам студентов. Завершающим этапом формирования исследовательской деятельности студентов в стенах педагогического вуза является итоговый, или рефлексив- ный. На данном этапе будущие учителя практически реализуют свою иссле- довательскую позицию, используя для этого инструментарий исследователь- ской деятельности, т. е. активно оперируют исследовательскими умениями с целью получения результатов как в теоретической, так и в практической частях своего исследования. Особое значение на итоговом этапе приобретает систематизация студентами полученных материалов, их осмысление, струк- турирование, выражение и изложение в форме текста квалификационной ра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=