Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Педагогические науки 107 3) предоставление возможности студентам для самовыражения и самоут- верждения во всех видах и формах исследовательской работы; 4) планирование исследовательской деятельности студентов с учетом мотивационной, когнитивной, деятельностной, рефлексивной подготовки к этому виду деятельности; 5) подбор стимулирующих средств поощрения студентов в исследователь- ской деятельности (похвала, создание ситуации успеха, награждение и т. д.). Что касается ценностей и ценностных смыслов исследовательской дея- тельности, то вполне логично обратиться к перечню, предлагаемому извест- ным историком науки Т. Куном. По его мнению, в список входят: точность, непротиворечивость, широкая область применения, простота, плодотвор- ность. По данным отечественных исследователей, таких как Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, В. И. Слободчиков, Г. П. Щедровицкий и др., следует особо выделить такие ценности, как достижение истины в исследовании (причем не как некий абсолют в факте достижения самого по себе, а как процесс посто- янного, непрерывного движения и стремления к истине), понимание науки как деятельности, для чего особенно важна активная позиция личности, т. е. человека-исследователя, его стремление отвечать на поступающие вызовы времени, социальной реальности, а также и самому ставить новые задачи для творческого поиска. Этот поиск рассматривается и как самостоятельная ценность, предполагающая способность исследователя к реализации нестан- дартных решений, к их обоснованному выбору, к преодолению стереотипов и к проявлениям креативности личности. Особое значение приобретает на данном этапе формирование у студентов коммуникативной исследователь- ской культуры, заключающейся в умении вести научный диалог, аргументи- ровать свою позицию, работать в команде, презентовать результаты исследо- вательской деятельности; также важно развитие норм общения, принятых в научной среде. Условиями создания образовательной среды на первом этапе выступят организация учебных занятий по модулям дисциплины, позволяю- щая получить необходимые знания в области педагогики, а также включение студентов в различные формы внеаудиторной исследовательской работы, та- кие как педагогическая олимпиада, конференции, «круглые столы», занятия клуба «Педагог» и проблемных групп. Второй этап – формирование активной исследовательской позиции в процессе профессионально-педагогической подготовки – по временным па- раметрам совпадает с III–IV курсами обучения. В рамках данного этапа пред- полагается совершенствование потенциала приобретенных студентами базо- вых знаний в процессе изучения четырех модулей дисциплины «Педагогика» («Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагоги- ческой мысли», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «Управление образовательными системами»), необходимых для осуществле- ния исследовательской деятельности и, конечно же, в первую очередь, обо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=