Гуманитарные Ведомости Выпуск 3(15). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3, октябрь 2015 г. 102 дельных проблемных вопросов (познаваемости мира и антиномии способов познания) читается лекция, основанная на цитатном противопоставлении Р. Декарта и Д. Локка, В. Лейбница и Д. Беркли. Также стоит отметить, что преподаватель и студенческая аудитория должны ориентироваться на тесто- вую форму проверки знаний, поскольку тесты являются эффективным мето- дом закрепления материала, и поэтому допустимо использовать тестовую форму контроля в завершение каждого практического занятия по философии. Баллы начисляются за каждый правильный ответ в тестовом задании. Таким образом, структура лекции может быть следующая: введение, ос- новное содержание и заключение. «Во введении устанавливается связь темы с пройденным материалом (опрос по основным понятиям предыдущей лек- ции), определяются цели, задачи лекции. В основном содержании отражаются ключевые идеи, теория вопроса. В заключение – делаются обобщения и вы- воды в целом по теме. Преподаватель определяет направления самостоятель- ной работы студентов» [4]. Также на лекции возможно использование муль- тимедиатехнологий как средства повышения мотивации студентов, поскольку изложение лекционного материала приобретает динамичность, убедитель- ность и эмоциональность. Особенно использование презентации необходимо на лекции по теме «Исторические типы философии», где она используется с целью схематических представлений о различных принципах типологиза- ции философских учений и основных направлениях античной, средневековой философии и философии эпохи Нового времени. Структура практического занятия может быть следующая. «1) Контроль- ная работа по терминологии (несколько вариантов терминов (5–7), 5–10 мин.). 2) Обсуждение контрольной работы по терминологии; связь терминов в еди- ную систему (совместная работа преподавателя и студентов). 3) Заслушива- ние и обсуждение докладов по проблемным вопросам. 4) Решение творческих заданий и упражнений (совместная работа преподавателя и студентов). Это может быть анализ отрывка из какого-либо философского произведения с по- следующим ответом на вопросы по тексту; работа на соотнесение понятий и их определений и т. п.» [3]. На семинарах по теме «Теория познания», «Фи- лософская антропология» используется групповая работа при обсуждении предельных вопросов (студенты заранее готовят аргументы в защиту тезиса и антитезиса предельного вопроса). При занятии с магистрантами может про- водиться работа с методологической частью диссертации на занятие по теме «Философия и методология науки». На вводном занятии целесообразно ис- пользовать соревновательную технологию работы в группах по знанию мате- риалов первоисточников (студенты делятся на группы и последовательно за- дают вопросы по изучаемым текстам; вопросы адресованы к подгруппе). «5) Решение тестовых заданий по теме, которые выполняются студентами с использованием конспективного материала (главная задача теста в контек- сте такого занятия – это закрепление знаний и умение ориентироваться в те-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=