Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 91 По частеречной принадлежности слова со значением цвета разнообразны : имена прилагательные (431), имена существительные (23), глаголы и глагольные формы (60), слова категории состояния (7). Следует отметить , что из общего числа прилагательных 6 употреблены в краткой форме ( дремуче - чёрен , буро - зелено ). Принимая во внимание словообразовательный критерий , отметим , что наиболее характерны для текста произведения прилагательные с суффиксом -- ист - (12), реже употребляются прилагательные с уменьшительно - ласкательным суффиксом - еньк - (10), с суффиксом неполноты качества - оват -/- еват - (4). Из общего количества глагольных форм 13 цветообозначений употреблены в форме причастия (« с зеленеющими долинками », « позеленевшую солдатскую гильзу », « синеющие дёсны »). Анализ показывает , что использование цвета И . С . Шмелёвым не всегда полностью соответствует « нормативному », общекультурному представлению об этом цвете . Так , например , традиционно чёрный цвет понимается как символ смерти , траура , тяжести . В христианском понимании чёрный цвет символизировал как негативные явления ( ад , грех , мрак ), так и явления позитивные ( чёрный - символ монашества , смирения , отказа от мирской суеты и греховности [7, с .215]). В романе « Солнце мертвых » колорема « чёрный » наряду с традиционными обретает новые , авторские оттенки значений . Не последнюю роль в этом плане сыграла форма повествования : автор предлагает читателю не просто рассказ об определённых событиях от первого лица , он воссоздает перед нами поток восприятия этих событий героем - рассказчиком , передает его мысли , его однообразное ежедневное страдание и чувство безнадёжности в форме внутреннего монолога . Поэтому восприятие цвета диктует читателю сознание главного героя ; оно же расставляет психологические акценты в понимании общей цветовой палитры произведения . Чёрный цвет в тексте романа осознаётся не только как цвет смерти , траура , зла , греха , но и как сумерки , ведущие через отчаяние , неизвестность и тревогу к смерти , а потом – через неё – к новой жизни . Постепенное нагнетание лексем с семантикой « чёрный », « тёмный » происходит в последних главах романа , где описывается ряд смертей , и достигает вершины в главе « Конец Бубика »: « Вот уж и ночь чёрная . Бешеный ветер самые звёзды рвёт : вздрагивают они , трясутся в чёрной бездонности … Чёрной ночью стоим мы в буре . Шуркает в черноте … перекати – поле <…>. Тёмные силы в душу они приводят – чёрную пустоту и смерть »; « Жива душа !»: « А вот уж Чёрный Бабуган – закурился , замутился , укрылся сеткой … Размякли , ползут дороги , почернели выцветшие холмы <…> Сидишь у огня и слушаешь : всё одно – пустота , темнота … та … та … < …> Я открываю дверь в сад … чернота »; « Земля стонет »: « Черная ночь какая ! Дождь перестал , тишина глухая ; но не крепкая , покойная тишина , как в темные ночи летом , а тревожная , в ожидании … — вот – вот случится !.. Я смотрю в сторону городка .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=