Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 9 отражательному клишированию в них привлекаются образы героев любимых книг , картин , других культурных артефактов [3, с . 217]. Проявляется необходимая забота и о том , чтобы создавались особые условия для реализации ученических путешествий . Главным из них является наличие у школьников воодушевленного состояния чувств , что снова заставляет обратиться к виртуальному подходу . Вообще эмоции всегда сопровождают формирование образов , выражая отношение субъекта к объекту . Однако создающийся при этом ситуационный фон не обязательно становится катализатором изменений в сознании , необходимых для начала ученических путешествий . Обычные школьные задания по написанию слов , количественной и качественной оценке предметов имеют своим направлением не усиление волнения учеников , а его снижение , ибо спокойная выдержанность позволяет им научиться почти механически выполнять счет и письменные работы . А вот когда познавательный материал накладывается на воспитательный контекст – это вызывает при его усвоении всплеск эмоциональной оживленности у детей . Такое случается при переходе от определений вещей как красивых – некрасивых или хороших – плохих , к продумыванию и озвучиванию того , что они несут в себе : добро или зло . Волнение возникает из - за ошибок в идентификации предметов , проходящей на первый взгляд правильно , но при проверке дающей сбой , поскольку не все , что называется красивым и хорошим оказывается добрым , а некрасивым и плохим – злым . Открытие разницы между явлением и сущностью вызывает у школьников изумление , но это еще не странствие , а подготовка к нему . Путешествие и виртуальные метаморфозы поджидают их в том пункте , где речь пойдет не о посторонних вещах , людях и происшествиях , а о них лично , их словах и поступках . И , если в начальных классах об учениках в этическом плане больше говорит учитель , то , затем , они сами беседуют о себе с собой , привлекая для личностного самопознания и самообучения данные всемирного культурного развития . С . Гессен ретуширует интересную мысль о том , что «… возможен « личный » способ преподавания , имеющий целью переживание учащимися изучаемого ими материала …» [3, с . 227]. Без сомнения , слово « переживание » здесь проливает свет на то , в какой эмоциональной подпидке нуждается ученическое путешествие : не в спорадических аффектационных взрывах , не в сентиментальных бросаниях от смеха к слезам и обратно , а в напряженной духовной работе . Ее основой служит перманентное реверсирование , возвращение к одним и тем же идеальным заготовкам . Благодаря этому , переживание ведет к стойкому удержанию образа в сознании и ученый , учитывая эту его специфику , предлагает применять его в надежде , что ученики успеют прочувствовать и понять смысловую подоплеку странствия . Между тем , длительное эмоциональное воспроизведение образа инициирует разблокирование двойного отражения и , соответственно , виртуализации . Н . А . Носов , являющийся ведущим российским виртуалистом , пишет о таком опыте : « Это очень типичная ситуация : какой - то пустяк активно переживается , человек начинает его « раскручивать » внутри себя , порождая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=