Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015
Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 88 Таким образом , изучение роли цветообозначений в тексте любого писателя даёт возможность судить о его творческом потенциале как в проявлении индивидуальных черт , так и в выявлении тенденций эпохи . Цветообозначение , возможно , в большей мере , чем какая - либо сфера языка , антропоцентрично и этноцентрично . Поэтому неудивительно , что совокупность всех языковых единиц , передающих цветовую семантику в произведениях писателя , составляет идиостилевое семантическое поле « цвет », которое представляет индивидуально - авторские цветообозначения и их организацию . Чрезвычайно оригинальны эти цветообозначения в романе И . С . Шмелева « Солнце мертвых ». Это произведение – первое в русской литературе глубокое проникновение в суть послереволюционной российской трагедии . Как известно , Шмелев воспринял революцию как русский апокалипсис . Он поселился на даче в Крыму , надеясь на скорое окончание гражданской войны . Но здесь Шмелеву пришлось пережить страшную личную трагедию – гибель единственного сына Сергея , офицера белой армии , поверившего в обещанную большевиками амнистию , оставшегося на Родине и расстрелянного в начале 1921 года . Смерть сына потрясла Шмелева . Он тщетно искал его могилу , сам чуть не погиб во время страшного крымского голода зимой 1921 года и в 1923 г . написал автобиографическую книгу о жизни в Крыму « Солнце мертвых », жанр которой обозначил как « эпопею » [3, с . 58]. В соавторстве с Натальей Сергеевной Кануковой ( студенткой - выпускницей факультета русского языка и литературы 2013 года ) нами было проведено исследование по выявлению состава и структуры лексико - семантического поля цвета в тексте данного романа И . С . Шмелёва на основании использования метода сплошной выборки . Согласно результатам проведенного исследования , лексико - семантическое поле цвета в романе « Солнце мёртвых » включает 523 цветообозначения , которые могут быть объединены в 5 микрополей . По мнению лингвистов , [4, с .189] важнейшим признаком доминантных лексем каждого поля является невозможность определить их лексические значения через другие лексемы . В этом ключе доминантами 4 хроматических ( различаемых в спектре ) микрополей могут считаться цветообозначения « красный », « синий », « зелёный », « жёлтый ». Словарная дефиниция этих лексем имеет схему : « имеющий окраску одного из основных цветов спектра …» + « похожий цветом на …» ( ср .: « красный – имеющий окраску одного из основных цветов спектра , цвета крови » [2, с . 359]; « зелёный – имеющий окраску одного из основных цветов спектра , цвета травы » [2, с . 169]; « синий – имеющий окраску одного из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=