Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 81 уже упомянутые : нравственные идеалы , нормы и образцы поведения , национальные традиции и обычаи . Но может ли нравственный идеал в данном случае быть объектом культурного туризма ? И каким образом возможно соблюдение норм поведения , вытекающего из следования подобному идеалу ? Если понимать под нравственным идеалом представление о нравственно совершенной личности , то знакомство с подобным идеалом должно предполагать возможность следования ему . В противном случае будет иметь место лишь информативный характер такого знакомства , которое само по себе может быть обусловлено желанием туриста , например , хоть как то разнообразить свой пляжный отдых экскурсией , без действительного желания вникнуть в иную культуру . Такое очень часто имеет место быть в связи с комплексным содержанием туризма в целом . Мы же рассматриваем нравственный идеал как объект культурного туризма именно в смысле стремления путешественника к проникновению в традиции другого народа . И здесь налицо отличие нравственного идеала от других видов культурных ценностей , например , культурного ландшафта , произведения искусства или архитектуры . И если последние воспринимаются непосредственно органами чувств , то приобщение к нравственному идеалу предполагает проявление его в жизни и деятельности . Знакомство с нравственным идеалом возможно и благодаря чтению книг , однако такое постижение будет носить лишь интеллектуальный характер и едва ли сможет сильно повлиять на качество жизни человека , если он не будет прилагать к этому максимум собственных усилий . При этом воли человека часто бывает недостаточно . Обеспечение же возможности следования нравственному идеалу , создание для этого необходимых условий и является фактором развития культурного туризма . Например , если человек хочет выучить язык , он едет в другую страну , где говорят на этом языке , чтобы побыть в соответствующей атмосфере , или если он хочет повысить профессиональные навыки , отправляется на бизнес тренинги , где ему предлагается поучаствовать в определенных ситуациях , т . е . создаются условия для его развития как профессионала . По подобному принципу могут восприниматься и нравственные идеалы , но для этого необходимо будет воссоздать для людей определенные условия , при которых они смогли бы раскрывать и проявлять свои лучшие человеческие качества . Например , воссоздание принципов и условий жизни , по которым жили толстовцы в рамках тура . В пользу подобного способа восприятия нравственных идеалов , оторванного от повседневной жизни , свидетельствует история религий , в частности монастыри , которые являлись и являются своеобразными центрами по развитию добродетелей со своими определенными условиями жизни и труда , имеющих конкретные нравственные идеалы в своей основе . Другим замечательным примером живого духовного и нравственного развития может стать история создания Г . И . Гурджиевым групп своих учеников , которые , живя общиной , преодолевали действительные трудности , связанные с постоянным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=