Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 8 образами дети пользуются и в дошкольный период , а в школе не сразу их отражательная операциональность настраивается на многоступенчатое учебное абстрагирование . У ребятишек возбуждается активность в отражении , но она растекается как бы вширь , ибо возрастает количество образов , а не их сложность . Под сложным образом подразумевается не отражение сложного объекта внешнего мира , а отражение объекта внутреннего мира . Такой вариант включается , когда подвергается идеализации сам первичный образ , что ведет к возникновению образа следующего отражательного уровня . Причем , если первичный образ представляет собой отражение , то о вторичном уместно говорить , опираясь на формулировку одного из виртуалистов , как об « отражении отражения » [10, с . 155]. В свою очередь , вторичный образ , поскольку он списывается с уже имеющегося первичного образа , получает имя « образ образа », « самообраз » или « виртуал » [7, с . 36]. Подчеркнем , что конструируемый в ходе отражения вторичный образ – это не предел . От него возможно дальнейшее генерирование самообразов последующих уровней , которые все дальше отстоят от частных , несущественных свойств объекта отражения , сближась с сердцевиной его истинного смысла за счет увеличения числа уточняющих абстракций . Сводя их в единую картину , человек творит виртуальную вселенную , в которой протекает его насыщенная духовная жизнь . С учетом вышесказанного , легко соотнести виртуализацию образного восприятия с ученическими путешествиями . Судя по тексту книги , С . Гессен не имеет в виду , что их можно осуществлять , перескакивая взглядом с одного внешнего предмета на другой , или , воспроизводя их автоматически друг за другом по памяти . Подобное метание сознания в зоне влияния простого отражения вряд ли подпадает под квалифицирование его в качестве путешествия и , тем более , духовного странничества . Ученый предлагает замкнуться в ментальности , продвигаясь во внутренние ее просторы , туда , где залегают образные пласты общечеловеческих этических ценностей . « Это есть путешествие в стране духа , – поясняет он , – в мире человеческой культуры , в течение которого деятельность человека приобретает все более характер творческого призвания , а круг его общения последовательно расширяется , вбирая в себя в пределе не только все нынешнее поколение в его настоящей творческой борьбе , но и прошлое и даже будущее человечество » [3, с . 216]. Столь объемный познавательный материал ученики смогут охватить только в том случае , если он будет размещен в достаточно абстрагированных виртуальных символах , пропущенных сквозь сито двойного отражения . Создание таких образных конструктов требует большого напряжения сил и может стать для детей непосильным бременем . С . Гессен , учитывая данный нюанс , вводит в свою педагогику ряд корректирующих деталей , превращающих ученические путешествия в общедоступный способ обучения . Прежде всего , он дает понять , что нет необходимости подменять ими обыкновенные школьные уроки . Их роль состоит в том , чтобы , в качестве дополнительного образовательного приема , фокусировать внимание учителей и учеников на темах важных для личностного роста участников образовательного процесса . Путешествие строится с учетом возраста школьников , к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=