Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 75 психология . « Предельный религиозный ужас , в сущности , не от Бога , а от того , что Бога нет , что Бог ушел , отрезан от меня » [5] – пишет философ . В целом проблема ада волнует Н . А . Бердяева гораздо сильнее проблем рая . Концепция рая носит так же подчеркнуто психологичный характер . Н . А . Бердяев указывает , что мечты о рае и предчувствие рая любой человек переживает уже на Земле . В отличие от ада , онтология рая невозможна , так как рай находится в Вечности и есть абсолютная свобода . Не признает Н . А . Бердяев и попыток нравственного истолкования рая , как сфере добра или хуже того вознаграждения за добрые дела . Поскольку само различение добра и зла изгнало человека из рая . В раю не может быть ни добра , ни зла . Как пишет Ф . М . Достоевский « чертово добро и зло нам слишком дорого стоят » [ Цит . по : 4]. Основная антиномия нашего мышления о рае заключается в том , что человек страшно мечтает о рае , о райском блаженстве и вместе с тем боится райского блаженства как скуки , однообразия , неподвижности , конечности . Эта антиномия связана с парадоксом времени и вечности . Затрагивает Н . А . Бердяев и проблемы реинкарнации . Будучи христианином , он не верит , что реальное перевоплощение душ возможно . Хотя сама эта идея кажется Н . А . Бердяеву более правдоподобной , чем учение о вечных муках в аду . Психологически идея перевоплощения все равно остается кошмаром : « Бесконечное однопланное , на нашей земле происходящее перевоплощение в разных людей , даже животных , есть другой эсхатологический кошмар , чем кошмар вечных адских мук . Но идея перевоплощения душ может все - таки дать облегчение , по сравнению с идеей вечного ада » [5]. Но метафизически оно лучше , так как здесь нет бесконечной расплаты за конечную жизнь . Поэтому перевоплощения не означало бы для Бога столь тотальной неудачи в творении . Итогом эсхатологического пути человека становится воскресение . Поэтому наиболее верно и глубоко учение о воскресении – воскресении целостного существа , а не сохранения дробных частей существа . « Но воскресение , хотя и зависит от Бога требует участие и человека . Царства Христова нельзя пассивно ждать , как нельзя пассивно ждать царства антихриста , нужно активно и творчески бороться против царства антихриста и уготовлять Царство Божье , которое берется силой » [4]. В этом Н . А . Бердяев созвучен учению Православной Церкви ( христианства ). Таким образом , можно сделать следующие выводы : Учение Н . А . Бердяева в общих моментах строится на христианской традиции , но содержательно самобытно . Человек является действующим субъектом эсхатологии Н . А . Бердяева , ему отведена главная роль в историческом процессе .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=