Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 74 адронным коллайдером и прочей « отравой », только этот финал как - то никого не вдохновляет , не вызывает культурного и религиозного подъема . Таким образом , именно человеческая личность может являться субъектом эсхатологии , ибо по замечанию Н . А . Бердяева , « психологизм должен быть преодолен в философии , но антропологизм не может быть преодолен » [4]. Остальное из земного мира носит лишь относительный характер . Невозможно спасение рода , класса и конкретной страны . Тем самым Н . А . Бердяева совершенно не интересуют идеи хилиазма . Он рассматривает их исключительно с критических позиций . Например , философ пишет «... носитель в мире идеи антихристианского хилиазма , земного царства и блаженства , не знает и никогда не узнает счастья и радости , будет скитаться до конца веков » [3, с . 126]. Таково истолкование экзистенциальной эсхатологии Н . А . Бердяева на всемирном уровне . Однако , экзистенциальная эсхатология Н . А . Бердяева может быть рассмотрена и на индивидуальном уровне . В самом общем плане мыслитель разделяет церковное воззрение о том , что после смерти человека ожидает Частный суд , по результату которого будет определено общее существование человека до Страшного суда . Уникальным здесь является то , что Частный суд творится скорее человеком , а не Богом , в особенности , если его результат отрицателен . Н . А . Бердяев пишет , о том , что даже Страшный суд будет судом человеческим . « Страшно то , что я сам сделаю с собой , а не Бог » [4]. В целом юридическое понимание суда претит философу . Человек здесь , на этой земле , знает опыт адских мук , и эти муки представляются ему бесконечными , не имеющими конца во времени . Человек имеет право на эти муки , имеет право оставаться в плену объективации сколь угодно долго во времени , но не в Вечности . В этом смысле можно сказать , что если грешники дантевского ада , по словам современного известного отечественного философа В . Н . Назарова , имеют право на ад навсегда , то у Н . А . Бердяева это право оказывается ограниченным пределами вечности . Эсхатология на индивидуальном уровне у Н . А . Бердяева сознательно лишена юридизма , сам ад ( впрочем и рай тоже ) не может быть рассмотрен как проявление божественного возмездия Ужас ада совсем не в том , что суд Божий будет суров и неумолим . « Бог есть милосердие и любовь , и ему отдать свою судьбу означает преодоление ужаса . Ужас в предоставленности моей судьбы мне самому », – пишет философ в работе « О назначении человека » [4]. Будучи философом - экзистенциалистом , Н . А . Бердяев последовательно проводит линию от полной определеннности посмертной участи до свободного желания человека . Человек может начать пребывать в аду на земле и даже только на земле . Это соответствует психологическому пониманию ада . Н . А . Бердяев настаивает , что не может быть никакой онтологии ада , есть лишь его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=