Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 73 любой подлинный творческий акт знаменует собой наступление конца мира , переход в царство свободы , выход из заколдованности мира . Что касается Царства Божия , то оно приходит неприметно : « во всяком торжестве человечности , в реальном освобождении , в подлинном творчестве близится конец этого мира , мира бесчеловечности , рабства , инерции » [1]. Этот означает победу над объективацией – враждой , отчужденностью , безличностью . Мыслитель приравнивал ее к « настоящей революции духа ». Однако , это не будет означать уничтожение земного и общественного бытия , а его просветление Духом , т . е . творческое преображении мира в целом . В конце концов , человечество может войти в новый эон существования посредством свободы , преображения мира , в котором человек активно участвует . Н . А . Бердяев отмечает : « Земная история должна вновь войти в небесную историю , должны исчезнуть грани , отделяющие мир посюсторонний от мира потустороннего , подобно тому , как не было этих граней в глубине прошлого , на заре мировой жизни » [7]. Экзистенциальное время должно одержать победу над космическим и историческим , исчезнет противоположность между субъектом и объектом , человек достигнет внутренней свободы от этого мира . У людей пробудится « сверхсознание », в результате чего они свободно примут иную иерархию ценностей , в которой духовность займет высшее место . Наступит богочеловеческое царство , победителем которого окажется Богочеловек . Исходя из этого , можно сделать вывод , что особенностью эсхатологии Н . А . Бердяева является идея о том , что Бог действует в свободе человека , на свободу и через свободу . Он раскрывается во Христе и предстает , таким образом , как Освободитель , поэтому конец мира необходимо рассматривать не только как суд и кара , а как освобождение и просветление . Хотя конец мира является Страшным судом , но суд представляется как имманентное последствие путей зла , а не как внешняя кара Бога . Однако , перед проблемой конца стоит творческая свобода человека , поэтому напряженность творческой активности , по мнению Н . А . Бердяева , должна увеличиваться . Таким образом , экзистенциальная эсхатология Н . А . Бердяева растет из убеждения в том , что весь мир в основе своей есть – зло ! Корень всякого зла , рабства , несвободы – это объективация . Человек у Н . А . Бердяева рассматривается не только как творец мира , но в известном смысле и как творец самого себя . Человек должен осуществить своего рода скачек из царства необходимости в царство свободы , создав новый , прежде неведомый мир . Творчество у Н . А . Бердяева становится теургическим актом , которому в последний период жизни он придает эсхатологический характер : своим творчеством человек должен приблизить конец мира . Увы в наши дни мы можем сказать , что эсхатологические чаяния Бердяева недалеки от осуществления : человек своим творчеством уже почти приблизил конец мира , оказавшись на грани ядерной катастрофы со своими экспериментами ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=