Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 72 уготовлении конца мира и истории , ибо представляют собой богочеловеческий процесс . Навстречу второму пришествию Христа идет человек в совершаемых им делах , именно акты его свободного творчества способствуют наступлению Царства Божия . Поэтому можно сказать , что явление Христа в силе и славе подготавливаются самим человеком посредством своей творческой активности , поэтому пассивное ожидание конца мира и истории недопустимо . Человек должен уготовить второе пришествие Христа и активно двигаться ему навстречу , в противном случае , находясь в пассивном ожидании в состоянии ужаса и подавленности катастрофического завершения истории , человечество будет способствовать наступлению Страшного суда , а не уготовления второго пришествия Христа . Таким образом , конец мира и истории представляет собой богочеловеческий процесс , который не просто ожидается , а уготовляется самим человеком с помощью активной творческой деятельности . Существенным моментом в понимании эсхатологии Н . А . Бердяева является то , что конец нельзя рассматривать только как имманентную кару и разрушение . Конец представляет собой так же задание человека , заключающееся в преображении мира . Путь к преображению не является мирной и постепенной эволюцией , он лежит через трагические катастрофы и разрушения . Чтобы совершилось преображение мира , которое является замыслом Бога , человек должен прогрессировать и совершать творческие акты . Заслуживает внимания тот факт , что Бог , по мнению Н . А . Бердяева , является освобождающей , просветляющей и преображающей силой , а не карающей , разрушающей , распределяющей возмездия . Кара , возмездие и порабощение представляет собой имманентное порождение человеческой и мировой тьмы . И в этом плане можно говорить о двойственности конца . Фатум Страшного суда и гибель является путем тех , кто отпал от Бога и Христа , конец для тьмы и рабства . Божий конец не является фатумом , а представляет собой дело свободы . Таким образом , фатально лишь зло , о чем , по мнению Н . А . Бердяева , и говорит Апокалипсис , а фатума добра не существует , оно обращено к свободе . Поэтому эсхатология ставит перед человеком задачу , обращенную к свободе . Бог как вождь и вдохновитель направляет творческие силы человека к созданию высших ценностей . Но человек в своем отношении к Богу является свободным : он может предпочесть мучения вне Бога блаженству в Боге . Однако , человек может стать соучастником божественного творчества и как таковой выступить соучастником миротворения наряду с Богом . Для этого ему необходимо постоянно совершать акты эсхатологического характера , которые Н . А . Бердяев характеризует следующим образом : « Всякий подлинно моральный , подлинно духовный , подлинно творческий акт есть акт эсхатологический , он кончает этот мир и начинает иной , новый мир » [1]. Например , примером эсхатологического акта может являться предоставление пищи голодному человеку или освобождение от рабства негров , так как этими действиями заканчивается этот мир , который является миром голода и рабства . Этот пример доказывает , что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=