Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 71 Тем не менее , по мнению Н . А . Бердяева , у истории есть сокровенный смысл . Она является путем к иному миру и подготавливает к нему человечество , так как у истории , помимо земных целей , есть метаисторический смысл , который прорывается в земную историю , просветляет и направляет ее путь . Этот смысл открывается в метаистории , в движении к Царству Божьему . На наш взгляд , в основе данных представлений лежит идея Н . А . Бердяева о существовании разных видов времени : космического , исторического и экзистенциального . История происходит в своем историческом времени , но она не может в нем остаться : она выходит или во время космическое ( и человек оказывается лишь подчиненной частью мирового природного целого ), или во время экзистенциальное , означающее выход из царства объективации в духовный мир . История имеет смысл только потому , что она кончится . Можно сказать , что в этом плане философия истории Н . А . Бердяева , как и большинства русских философов , по своему происхождению и смыслу предстает как эсхатологическое учение . Н . А . Бердяев замечает : « Без идеи исторического завершения нет восприятия истории , потому что история по существу эсхатологична , потому что она предполагает разрешающей конец , разрешающий исход , предполагает катастрофическое свершение , где начинается какой - то новый мир , новая действительность …» [7]. Следовательно , с одной стороны , смысл истории лежит за ее пределами . Бесконечная история была бы бессмысленна , и если бы в ней обнаруживался непрерывный прогресс , то он был бы неприемлем , ибо означал бы превращение каждого живущего поколения в средство для будущих поколений . С другой стороны , конец истории знаменует собой наступление ее нового эона , в котором историческое время вольется в общий поток экзистенциального времени : « Эон нашего мира стареет , – утверждает Н . А . Бердяев , – как на презревшем плоде лопнут оболочки , отделявшие его от миров иных … Разрывается связь времен , замкнутый круг мировой действительности перестает существовать ; в него сливаются энергии других ступеней действительности , история нашего мирового времени кончается и потому только и приобретает смысл » [7]. Таким образом , история предстает как трагическая судьба человечества . Она не разрешима в пределах самой истории , тому учит ее опыт : « Все могущественные и великие царства , во имя создания которых принесены неисчислимые человеческие жертвы , обречены на гибель и погибли . Погибли все древние восточные империи , погибла империя Александра Македонского , который знал об этом в час своей смерти , погибла римская империя , погибла Византийская империя , рухнули все теократии , и мы присутствуем при гибели Российской империи . И так же погибнут все империи , которые будут созданы » [7]. Потому неизбежен « апокалипсис », т . е . прохождение через и очищение и смерть как эсхатологический переход в иной мир ( эон ) Царства Божьего . Однако , вопреки догматическому истолкованию « апокалипсиса » как « Страшного суда », Н . А . Бердяев исходит из персоналистических установок , полагая , что наступление этого суда зависит от человеческой личности и от творческого акта человека . Человеческая свобода и творчество соучаствуют в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=