Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 7 ибо интенциям ученика не позволяется аморфно растекаться по фантазийным ареалам , они должны следовать четко установленным образовательным курсом . Спайка свободы и дисциплины сообщает творческим актам такого рода столь мощный воспитательный заряд , что их применение предлагается пролонгировать за рамки школы во внешкольное обучение . Здесь от этого способа ожидается максимальная отдача в силу включения в образовательный процесс более взрослого и этически зрелого контингента учащихся [3, с . 210- 217]. Педагогическое заострение С . Гессеном проблемы ученических путешествий побуждает обратить пристальное внимание на механизм их обучающего и воспитательного воздействия на детей и привлечь для расшифровки его параметров данные современной науки . Ясно , что движение сознания почти никогда не бывает беспредметным и все о чем думает человек , получает образное оформление . Идеальные путешествия , о которых идет речь , тоже осуществляются на базе продуцирования образов , которые сопровождают «… странствия человеческой личности в её бесконечном пути к собственному самоопределению » [3, с . 216]. Артикулируемое задание дает установку на то , чтобы ученик уходил в мыслях от поверхностного слоя к сущностному содержанию своего « Я », создавая для визуального закрепления этапных достижений все более абстрагированные образы . Для идентификации этих глубинных ментальных феноменов и нужен виртуальный подход , расширяющий горизонты применения привычных теоретических схем . В этой связи заметим , что , как правило , образы любого ранга охватываются термином « отражение », который указывает на источник их возникновения . Им является «… способность взаимодействующих объектов , систем воспроизводить в изменении своего состояния особенности друг друга » [9, с . 34-35]. Отсюда получается , что отражение – это эффект взаимодействия , а образ – его итог . Образное отражение проходит фазы развития и усложнения , у человека оно часто совершается на расстоянии , благодаря органам чувств , передающим контактный импульс в психику , где и компонуется образное клише . Первичный психический образ есть отражение объекта внешней среды и обычно на него опираются в начале педагогического общения . Ученика просят посмотреть на учебник , тетрадь , ручку , мел , доску , своего учителя и , тем самым , создать множество новых для него первичных образов . Эта деятельность инициирует познавательную активность сознания , способствует уяснению и запоминанию излагаемых на уроке сведений . Выполняя домашнее задание , ребенок пользуется ранее созданными образами , воспроизводя их по памяти , а также продуцирует и иные образные контексты , которых до этого момента у него в голове не было . Первичное отражение не имеет зеркального подобия , ведь каждый человек вносит в него элементы творчества , вкуса и таланта . Содействуя более легкому вхождению ученика в учебный процесс , первичное образное отражение быстро становится для него делом привычным и даже обыденным , что выражается подчас в снижении интереса к выполняемым заданиям . Такое положение вещей обусловливается тем , что первичными

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=