Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 69 времени : « С одной стороны , утверждается индивидуальное разрешение личной судьбы после смерти человека . С другой стороны , ждется разрешение судьбы всего мира и человечества в конце времен , в конце истории . Между двумя перспективами образуется пустое время . Моя вечная судьба не может быть изолирована , она связана с судьбой истории , судьбой мира и человечества . Мировая , всечеловеческая судьба есть и моя судьба , и наоборот , мировая всечеловеческая судьба не может быть разрешена без меня » [5]. В рамках данной статьи будет сделан акцент на гносеологической и метафизической трактовке экзистенциальной эсхатологии Н . А . Бердяева на всемирном и индивидуальном уровнях и выявлению их ключевых идей . Но , прежде всего , следует отметить тот факт , что философия и метафизика Н . А . Бердяева насквозь антропологичны и эсхатологичны . Более того , он строит свою систему как эсхатологию нового типа . И здесь мы согласны с отечественными учеными И . В . Желтиковов и Д . В . Гусевым , которые отмечают , что « глубокая и оригинальная разработка проблемы конца мира и конца истории в контексте вопросов личности , свободы и творчества позволяют характеризовать идеи Н . А . Бердяева как своеобразную концепцию экзистенциальной эсхатологии » [9, c. 96]. Отчасти это связано с тем , что , по мнению философа , « вся философия , теория познания , этика , философия истории должны быть построены в перспективе эсхатологии , но … эсхатологии совсем не в том смысле , в каком ее обычно понимают » [2]. Понимание эсхатологии должно быть связано с осознанием специфики религиозной философии , заключающейся в том , что она должна восполнить односторонность и ограниченность как материалистической философии , так и теологии . Так , Н . А . Бердяев отмечает : « Метафизика неизбежно становится эсхатологией . И слабость всех старых метафизик была именно в том , что они не были эсхатологиями . Слабость же эсхатологии богословских систем была в том , что они были гносеологически и метафизически наивными . Необходимо гносеологическое и метафизическое истолкование эсхатологии » [5]. Гносеологическое и метафизическое истолкование эсхатологии связывает проблему конца мира с идеей объективации , которая является одной из основных философских категорий Н . А . Бердяева . Остановимся поподробнее на ее анализе . « Объективация » является одной из центральных категорий метафизики Н . А . Бердяева , которую можно охарактеризовать следующим образом : « Мир объективации есть падший , мир заколдованный , мир явлений , а не существующих существ . Объективация есть отчуждение и разобщение . Объективация есть возникновение « общества » и « общего » вместо « общения » и « общности », « царства кесаря » вместо « Царства Божьего » [8]. Таким образом , объективация означает выброшенность человека из духовного во внешний , « падший » мир , отчужденность объекта от субъекта , поглощенность неповторимо - индивидуального безличным , всеобщим , господство

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=