Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 64 желающей реально изменить жизнь к лучшему , существующей в пространстве между размышлением и проповедью . Вот именно в такой , жизненно - сущностной этике , которая всегда была свойственна русской философии , не видно значимых успехов и , более того , наблюдается глубокий мировоззренческий кризис » [7, с . 6]. Критическую точку зрения на постмодернизм за его « экспансионистские поползновения » к разрушению всех форм духовной жизни высказывает В . К . Кутырев . Он характеризует современную постмодернистскую ситуацию в терминах « разрыва »: « Сложилась ситуация , в которой все меньше мест , все меньше времени , где и когда человек действует как целостное телесно - духовное существо . Великий разрыв ! Живое за пределами жизни , дух покидает тело – это глубинная причина бытийного кризиса человечества , проблем экологии и гуманизма » [8, с . 9-10]. Вышеупомянутые точки зрения отражают реальное состояние современной неклассической этико - эстетической парадигмы культуры . Однако неклассические этико - эстетические парадигмы постмодернистской культуры могут трактоваться в этически нейтральных терминах разочарования в идеалах рационализма , имевших господствующее положение в культурах предшествующих эпох . Н . Б . Маньковская , например , высказывает эту точку зрения : « Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс , торжество разума , безграничность человеческих возможностей » [9, с . 10-11]. Разочарование и связанные с ним усталость , истощение – нейтральные этико - психологические категории и состояния . Подразумевается , что наступление постмодернистской фазы культуры происходит объективно , оно связано с определенными закономерностями культурного развития , и поэтому относиться к нему нужно без излишней эмоциональности , и , тем более , морализаторства . Некоторые авторы вообще полагают , что постмодернизм есть культура нового « художественного наполнения ». Разочарование в классических парадигмах культуры , свойственное постмодернизму , радикально меняет отношение современного человека к классике . Теперь он не столько страстный и вовлеченный соучастник великих творений культуры прошлых эпох , сколько индифферентный ко всем высоким и абсолютным смыслам исследователь - интерпретатор , о котором очень точно и образно сказал Петер Слотердайк : « Интерпретатор уже не идет к классику как верующий к мессе … Интерпретаторам становится все труднее верить в свое особое предназначение и комментировать классиков во имя некоего вечного смысла . Вместо погружения в торжественные глубины в поисках истинного смысла предания , они все больше замыкаются в методологически рафинированном безразличии по отношению ко всем транслированным традицией притязаниям на смысл » [10, с . 551]. Итак , разочарование и разрыв : – таковы доминирующие установки в философском сознании современности , имеющие значительное количество

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=