Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 63 тревогой анализирует сложившуюся ныне ситуацию в эстетике , которая является проекцией современной философской картины мира . Озабоченность ученого вызвана тем , что красота как основная категория эстетики постепенно исчезает с горизонта этой науки , что влечет за собой исчезновение красоты из самого искусства . А . В . Гулыга упоминает антиэстетическую программу немецкого искусствоведа К . Фидлера , которая стала во многом определяющей в современном постмодернистском дискурсе . К . Фидлер считает , что обоснование понятия прекрасного является задачей эстетики ; но не искусствоведения . В подтверждение этого тезиса , который был высказан более ста лет назад , Гулыга описывает современную ситуацию следующим образом : « устраняется дистанция между искусством и жизнью ; искусство становится « предметным » в том смысле , что оно уже больше не принадлежит « идеальному », духовному миру красоты » [5, с . 38]. Подобная оценка не является преувеличением , многие деятели искусства диагностируют состояние современной культуры негативно . В этой связи показательно название книги « Убить искусство », автором которой является художник и искусствовед В . Л . Крылов . Он рассуждает об отсутствии определений искусства как об отсутствии эстетических критериев современного сознания , для которого оказалась разрушенной ценностная иерархия с ее полярностями « прекрасное – безобразное », « талантливое – бездарное ». Крылов пишет : « Отказавшись от определения искусства , мы неизбежно опускаем исполненное глубочайшего духовного смысла явление , обязательно сопутствующее всей и всяческой человеческой жизни , до уровня иногда спекулятивного , иногда забавного , иногда расчетливого и нечистоплотного , но всегда случайного , частного и незначительного предприятия » [6, с . 5]. Ситуация в сфере этики тоже полна неопределенности , и в целом оставляет желать лучшего . Несмотря на нравственную центрированость российской философии , этика находится на периферии современного гуманитарного знания и образования . Достаточно полно картина современной этики обрисована А . А . Скворцовым , в работе , специально посвященной анализу нравственной ситуации в современной России . Отметив несомненные успехи этики как сугубо философско - теоретической дисциплины , которые она сделала в последние годы ( издание огромного количества книг по этике , проведение конференций , многочисленных дискуссий на страницах ведущих изданий , телеэкранах , интернет - сайтах по вопросам смертной казни , эвтаназии и т . д .), он , однако заметил : « Так уж сложилось в нашей интеллектуальной культуре , что от нравственной философии мы ждем гораздо большего , чем просто теоретического исследования . Мы ждем от нее творческого подъема , духовного горения , способного сыграть важную роль в деле нравственного преображения людей . Здесь речь идет уже об этике не как о философской науке , а как о мировоззренческой позиции общества , которая должна быть основанием духовных исканий всех людей . О той нравственной философии ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=