Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 62 распадения этико - эстетического синтеза , что стало основой для созданий новых форм художественного выражения . Ряд других западных философов также рассматривает и развивает различные аспекты этико - эстетического взаимодействия . Представляют интерес идеи Р . Дж . Коллингвуда о поэте - пророке , о целительном значении поэзии самопознания ; мысли Дж . Сантаяны о символической мудрости искусства ; взгляды Э . Кассирера о духовном значении для человека искусства как высшей степени символизации ; размышления Дж . Дьюи о не самодовлеющей сущности искусства , о его социально - этической функции придавать окончательный смысл всем проявлениям жизни ; неотомистская теория Ж . Маритена , в которой воссоздается традиционное триединство истины , добра и красоты как духовной сущности искусства . Многие современные российские исследователи в той или иной мере разрабатывают теоретические проблемы культуры через анализ ее этико - эстетических начал . Аксиологическая трактовка эстетики является сегодня весьма распространенной . Можно , конечно , выделить « чистых этиков » и « чистых эстетиков », которые сохраняют методологические границы своей сферы ; однако « эстетиков », стремящихся к этике , а « этиков » – к эстетике гораздо больше . Синтетический инструментарий , выработанный в рамках философии культуры , на сегодняшний день представляется наиболее продуктивным . Среди недавних исследований можно отметить монографии Н . В . Голик , К . Г . Исупова , А . П . Валицкой , М . С . Уварова , М . С . Каган , А . А . Грякалова , Н . Б . Маньковской , А . П . Маркова , Ю . Б . Борева , Б . С . Ерасова . Работы , в которых духовные ценности рассматриваются непосредственно в контексте триединства истины , добра и красоты , принадлежат таким авторам как Л . Н . Столович , А . В . Гулыга , В . Н . Шердаков . Многие философы , мыслители , ученые высказывают серьезную озабоченность по поводу духовных и нравственных проблем современности . Слово кризис , пожалуй , наиболее частое в современных гуманитарных исследованиях , но оно , увы , далеко не исчерпывает сущность означенной выше проблемы . По этой причине далеко не многие философы могут предложить позитивный выход из сложившейся кризисной ситуации . Работу современного философ а Ю . Давыдова « Этика любви и метафизика своеволия » в этом контексте можно рассматривать как вызов уже овладевшему сознанием большинства интеллектуалов релятивизму ( аксиологическому нигилизму ). В этой книге дан не только точный и глубокий анализ современных культурных процессов , но также предлагается конкретная нравственно - философская программа преодоления многих тупиковых путей современной культуры . Следуя этой программе нравственная философия выполнит свое задание , то есть , по мнению Ю . Давыдова , вопрос о смысле жизни и моральном абсолюте станет тем « горизонтом », в свете которого человеческая жизнь обретает свой смысл . А . В . Гулыга введение к своей книге « Эстетика в свете аксиологии » называет весьма показательно – « Разрушение эстетики . Что дальше ?» Автор с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=