Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 61 триединство истины , добра и красоты – синкретизм и архаика , которая преодолевается по мере дифференциации и автономизации духовной и научной сфер культуры . Синтетичность любого явления означает здесь нерасчлененность , неоформленность , свойственные архаическим эпохам . Иными словами , целостность означает в этой парадигме неразвитость . Вторая модель направлена на постижение вневременного , внеисторического ( т . е . метафизического ) характера духовных ценностей . Здесь триединство – абсолют , стремление к которому и образует подлинную цель философии и обеспечивает культуре нормальное состояние . Вышеупомянутую дихотомию было бы не совсем точно передавать через оппозицию « светское – религиозное », так как идеологическая ангажированность этих понятий слишком велика и препятствует объективному философскому анализу сложившейся ситуации . При этом важно отметить , что линеарное мировидение является сегодня более распространенным , чем абсолютистски - метафизическое . Исследователи К . Э . и Г . Кун в своей « Истории эстетики » утверждают : « Для XX столетия характерны тенденции эмпиризма , плюрализма и специфичности , а не фундаментальность и созерцательность , поэтому наш век изобилует скорее исследованиями специальных проблем , чем работами , обобщающими различные специальные проблемы » [4, с . 611]. Многие западноевропейские философы XX века считали этико - эстетическую проблематику наиболее актуальной . Они традиционно рассматривали аксиологические вопросы этики и эстетики , в той или иной степени затрагивая проблему философского синтеза духовной сферы . Наиболее полно проблема этико - эстетического синтеза рассмотрена Б . Кроче . В его философии бытие образуется в результате взаимодействия логически связанных между собой категорий ( традиционная триада истины , добра и красоты плюс польза ). В тоже время искусство , с точки зрения Б . Кроче , есть эстетический факт . В работе « Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика » философ утверждает , что искусство свободно от влияния морали и логики , при том что последние – нет . Тем самым , Кроче , по словам современного исследователя А . Е . Махова , « возвращает искусству вечность ». Г . Гадамер в « Истине и методе » говорит о философском значении искусства , приобщаясь к которому , мы приобретаем опыт истины . Иными словами , только в искусстве мы приобретаем опыт истины , недостижимый никакими иными путями . Т . Адорно в своем капитальном труде « Эстетическая теория » определяет идею искусства как « трансцендентность с завуалированным значением ». В качестве « сейсмограммы ужаса прабытия » искусство обладает возможностью проникать в запредельные ниши безобразного и злого , расширяя тем самым инструментарий классической эстетики за счет легализации категории безобразного . Э . Панофски в своих искусствоведческих работах раскрывает автономизацию эстетического как в теоретическом плане , так и в плане художественной практики культуры . Тем самым зримо выявляется картина

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=