Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 60 тенденция релятивизации и нигилизации духовных ценностей , обосновать которые представляется возможным в метафизическом плане . Нарушение этико - эстетического синтеза в современности происходит в форме абсолютизации эстетического . Эстетизм доминирует во всех областях культуры и жизни , в том числе , и в этике . Причем современная абсолютизация красоты по преимуществу осуществляется как абсолютизация чувственной красоты . Ситуацию в неклассической постмодернистской культуре России достаточно точно охарактеризовал В . Н . Назаров , описав ее в терминах смены « этоса » на « эстезис » как новой детерминации в этике : « Одной из характерных особенностей эпохи постмодерна является эстетизм , связанный с переориентацией культуры на чувственно - эстетический , « зрелищный » способ восприятия мира . Эта переориентация в первую очередь отражается на нравственном состоянии . Все больше людей руководствуется в своих поступках не моральными убеждениями и духовными установками , а чувственными предпочтениями и пристрастиями . В такой ситуации обоснование морали на философских или религиозных началах становится весьма проблематичным . Место последних занимает массовое искусство , создающее « социально - эмпатический » тип отношений между людьми » [3, с . 289]. В контексте современной культуры , где доминирующими оказываются неклассические этико - эстетические парадигмы , значимость духовных ценностей становится все более неочевидной . Это порождает , с одной стороны , эклектику интерпретационных моделей современной культуры , с другой , эклектику в самой культуре , неоднозначно сказывающуюся на нравственном состоянии ее носителей . Восстановлению этико - эстетического единства в сознании как теоретиков культуры , так и ее реципиентов , на наш взгляд , будет способствовать актуализация духовности во всех сферах культуры . Иными словами , сегодня на повестке дня – актуальность духовного . В XX веке с его сильным ( и во многом оправданным ) креном в сторону лингвистики многие проблемы онтологического ранга были перемещены в пространство лингвистической философии . Само по себе обращение философии к языковому пространству правомерно , обосновано и продуктивно ; как « дом бытия », язык становится реальной онтологической субстанцией . Однако , чрезмерный интерес к лексике , семантике , этимологии , прагматике приводит к снижению онтологического статуса исследуемых философских феноменов . Проблема кризиса духовных ценностей в философском анализе , имеющем явную лингвоцентрическую направленность , не просматривается и даже не ставится . К тому же , изучение вопросов этико - эстетического синтеза во многом определяется мировоззренческой позицией исследователя . При всей широте различных мировоззренческих позиций , четко прослеживаются две . Условно их можно назвать так : « секулярно - линеарная » и « абсолютистская ». Первая рассматривает любые формы культуры и духовности с точки зрения исторического прогресса ( эволюционная парадигма ); в этой модели

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=