Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 6 гнетом инстинктивных позывов и неспособно без посторонней помощи уяснить : отчего так много времени приходится уделять учебе , когда хочется его посвятить развлечениям . Снять недоумение ребенка , по данному вопросу призваны учителя , миссия которых состоит не только в преподавании каких - либо предметов , но и в воспитании чувства долженствования . Этика долга , выполняющая в педагогике С . Гессена , как уже говорилось , функцию средства , вбирает в себя две стороны – разъяснительную и дисциплинирующую . Первая сводится к тому , чтобы доказать ученикам , используя убедительные примеры , что в жизни предусматривается наделение людей правами и обязанностями . Так совершается сочетание желаемого и должного у всех , включая детей , у которых в школьном возрасте ведущей становится обязанность хорошо учиться . Благодаря получаемым знаниям , ученики начинают лучше понимать себя , контролировать свои побуждения и поступки , что повышает степень их свободы от засилья органического принуждения . И все же ученый не считает , что с помощью одних только уговоров и разъяснений от учеников можно добиться прилежной учебы . Поэтому другой стороной педагогического средства у него выступают дисциплинирующие мероприятия . Дисциплина здесь выбирается по таким основаниям : прежде всего она « есть организованное принуждение » и , следовательно , при её введении появляется шанс победить органическое принуждение , применяя прием « клин клином » выбивания ; кроме того , в её воздействии на учебный процесс присутствует импульс к объединению энергий учителей и учеников , обусловливающий «… согласование усилий для получения с имеющимися в наличности средствами максимального эффекта »; наконец , в ней легко усмотреть корреляцию « с понятием работы и труда » и наметить выход на свободное творчество . Ведь дисциплина – это не дрессировка , она оставляет место для личной инициативы в поиске путей усвоения знаний , формулировке самостоятельных суждений , их полемическом обсуждении [3, с . 64-65]. Через дисциплину , свобода и принуждение как цель и средство в педагогике С . Гессена подводятся к гармоничному сочетанию , после чего в его размышления плавно входит тема способа реализации заявленных образовательных приоритетов . Данный сегмент несет в себе знаковую нагрузку , ведь определяя , что именно и посредством чего будет достигаться , важно уточнить как эти составляющие учебной композиции удастся привести в движение . Нетрудно заметить , что предлагаемый для этого способ также отличается нетривиальностью , потому что содержательное наполнение его составляет ученическое путешествие . Поскольку оно совершается умозрительно , на широких просторах интеллектуального ландшафта , С . Гессен трактует его « в смысле духовного странничества » [3, с . 211]. Очевидно , подобный способ интегрируется в рассматриваемую педагогику из - за того , что в нем явно сочетается семантика цели и средства . Действительно , мыслительным перемещениям присуща свобода самовыражения , как и образам памяти , в которых фиксируется получаемая информация . В то же время , их общая направленность изначально подчиняется дисциплинирующему ограничению ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=