Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 59 Антифилософские рецидивы сугубо прагматической интерпретации человека появляются в эпохи со « слишком человеческой » аксиологической шкалой . В такие периоды духовные ценности подвергаются эмпирической дифференциации , теряют свое метафизическое единство и становятся не актуальными . Поэтому онтологический статус духовного является важной философской проблемой , задающей актуальность нашей статье . Современная культура находится в состоянии перманентного стремления к дифференциации своих феноменов , подобно тому , как философия пребывает в состоянии стремления к дифференциации знаний . Этот процесс имеет объективные историко - философские основания . Традиционная метафизическая картина мира , основу которой образовывал этико - эстетический синтез в триединстве истины , добра и красоты , была поколеблена в эпоху Возрождения тенденциями автономизировать эстетическую сферу . Э . Панофски точно называет автора и произведение , с которого этот процесс приобрел необратимый характер : это Альберти и его сочинение « Десять книг о зодчестве », в котором он противопоставил метафизическому пониманию красоты чисто феноменальный взгляд греческой классики . Панофски пишет : « отказ от метафизического объяснения красоты впервые ослабил нерасторжимую с древности связь между pulchrum и bonum ( Прекрасным и добрым ( лат .)) – хотя и не столько путем явного отрицания этой связи , сколько путем молчаливого игнорирования ее » [2, с . 39]. Это было началом обособления эстетической сферы , и , в конечном счете , привело к тому , что Т . Адорно назвал « падением эстетических жанров как жанров ». Такова точка расхождения истины , добра и красоты , обособление которых породило не только этику и эстетику , как самостоятельные теоретические дисциплины , но привело к абсолютизации истины , абсолютизации добра и абсолютизации красоты как автономных и самодостаточных начал . Разрушение этико - эстетического единства истины , добра и красоты отразилось на индивидуальном нравственном состоянии сознания человека , чья духовная целостность была нарушена , и реализовалось в негативных формах общественно - культурного бытия . Абсолютизация истины ( гносеологизм ) создает предпосылки для господства сциентизма , абсолютизация добра ( морализм ) отражается на формировании антигуманных политических идеологий , абсолютизация красоты ( эстетизм ) провоцирует декадентские тенденции и приводит к засилью примитивных форм массовой культуры . Помимо собственно историко - культурных причин дифференциации и автономизации этико - эстетических сфер культуры и философии , этот процесс имеет также и собственную этическую подоплеку сознательного расщепления целостного ядра культуры . В такой картине мира духовные ценности не представляют особой значимости и могут рассматриваться как культурные маргиналии или рецидивы логоцентристкой идеологии . Дискретное сознание порождает множество бессвязных картин мира , которые , при отсутствии единого смыслового начала , порождают онтологический хаос . Это есть общая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=