Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 58 УДК 304.2 С . А . Симонова ( Воронежский государственный университет ) Тел .: 8(473) 255-72-19; e-mail :culturology@phipsy.vsu.ru ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АРХИТЕКТОНИКИ КУЛЬТУРЫ В статье рассматриваются основные элементы архитектоники культуры : гносеологические , этические , эстетические . Показывается различные виды последствий распада их единства для современной культуры , выразившиеся в сциентизме , морализме , а также господства массовых жанров искусства . Устанавливается , что в настоящее время наблюдается тотальное господство эстетического над этическим . Проводится обзор возможностей осуществления этико - эстетического синтеза в культуре двадцать первого века . Ключевые слова : архитектоника культуры , культура , культурология , ценности . Синтез этики и эстетики есть наиболее существенный элемент в конструировании архитектонического целого культуры . Архитектоника в данном случае понимается в бахтинском смысле неслучайности : « Архитектоника – как воззрительно необходимое , не случайное расположение и связь конкретных , единственных частей и моментов в завершенное целое …» [1, с . 72]. Именно неслучайность , лежащая в основе организации системы любого уровня сложности , создает прецедент для создания органической целостности культуры . Культура как целое обладает живой душой ( духовной субстанцией ), чья неслучайность гарантируется неслиянно - нераздельным единством этико - эстетических начал . То есть речь идет прежде всего о духовных ценностях . Однако , анализируя или отстаивая эти ценности , мы неизбежно сталкиваемся с проблемой обоснования их статуса . Проблема обоснования онтологического , гносеологического и аксиологического статуса духовных ценностей культуры периодически возникает в философском самосознании Запада и России . Она может ставиться и как внутрифилософская методологическая и герменевтическая проблема дифференциации « наук о духе » и « наук о природе », но может выступать и как этическая проблема « кризиса культуры ». Ценность духовного не самоочевидна , она требует метафизического объяснения и нравственного оправдания . Согласно классической философеме , бытие духа определяется традиционной триадой истины , добра и красоты , отношения между которыми уместно обозначить в термине перихоресиса – их неслиянно - нераздельного единства . Метафизическое триединство категорий духа , представленных в форме этого единства , является некоторой нормой философского мышления , суть которого в том и заключается , чтобы чувствовать и постигать идеальное бытие духа в философии и духовных ценностей в культуре .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=