Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 55 и сознание . Как перспективу гуманизации общества У . Эко предсказывает в ближайшем будущем научить людей фильтровать информацию , ибо , если они не научатся отбирать необходимое , доступность ее окажется бессмысленной . В условиях , когда накопленный человечеством информационный фонд многократно превосходит способности индивида по его восприятию и переработке , эффективным инструментом рациональной деятельности становится интеллектуальный фильтр . Применяемый сознательно , он способен снижать информационные нагрузки на индивида , высвобождая его психофизиологические ресурсы . А детерминирование процедур интеллектуальной фильтрации в информационных системах способно значительно повысить их эффективность . Таким образом , развитие информационных технологий обогатило общественное бытие новыми классами материальных и духовных сущностей , меняющих категориальную природу мышления , жизненно - смысловые ценности , способности , мировоззренческие и познавательные установки человека . Общество переходит в качественно новое состояние , фиксирующее изменение характера производственной деятельности в сторону ее интеллектуализации , появление новых форм взаимодействия социальных сил . В условиях инфосоциогенеза идеи о поступательном движении , характерные для индустриального общества сменяются идеей перемещения с места на место , переходом из реальности в виртуальное пространство имиджей , образов , сети . Новые ротации представлений о мире и социуме проявляются в новых мировоззренческих контекстах . Среди них можно выделить следующие : а ) сетевые взаимодействия , включающие сетевые предприятия , сетевые методы управления , сетевые коммуникации в Интернете ; б ) усиление субъективизма , проявляющееся в уменьшении интереса к сути вещей при гипертрофии образа , имиджа , знака , виртуальности ; в ) увеличение иррациональности : рациональность приобретает иные формы , что приводит к парадоксальным сочетаниям рационального и иррационального , оставаясь при этом предельно утилитарным ; г ) рост утилитаризма , при котором возникает новый виртуальный уровень потребностей и мотивации , где продуцируются потребности – симулякры и мотивы - симулякры , это потребности в определенном имидже , во владении знаками и символами , во влиянии на имидж других людей , в овладении имиджевыми и « пиаровскими » технологиями ; д ) мозаичность культурных форм : эклектика , проявляющаяся не только в искусстве , но и практически во всех сферах социального бытия , становясь квазиимманентной реальности ; е ) фрагментация мировоззрения и культуры , происходящая одновременно с процессами глобализации , парадоксальным и эклектичным образом сочетаясь с ней . Все большее значение приобретают маргинальные культуры и слои , различные меньшинства , носители локальных взглядов и культур , развивается социальная гетерогенность ; ж ) виртуализация , когда виртуальное пространство

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=