Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 53 информационного общества таково , что против него не устояли не только российские кибернетики и информатики ( глупо отказываться от такой роскошной рекламы ), но и гуманитарии , почетное место которым в этом гипотетическом обществе не гарантировано . Дело в том , что в частнокапиталистическом информационном обществе спросом будут пользоваться не человеколюбивые интеллигенты , а интеллектуалы - технократы , преследующие личный успех , а не интересы общества . Информационные потребности интеллектуалов будут удовлетворять глобальные электронные паутины , а не книги . Средства массовой коммуникации в настоящее время все интенсивнее внедряются в жизнь общества , приобретают все большее значение , свидетельством чего является осознание масс - медиа “ четвертой властью ”, кардинальным образом влияющей на всю общественную практику в условиях глобализации . Информационные и компьютерно - телекоммуникационные технологии способствуют устойчивой открытости общества . Новейшие информационные технологии определяют новое информационное состояние мира , его глобализацию , приводят к стиранию традиционных границ между различными народами , нациями , странами , к созданию единого информационного поля планеты , делая доступным весь массив информации в любой точке мира . Утрата приватности , характерная для активной деятельности информационных сетей , создает основу для процесса унификации личности и деперсонализации . Информационная открытость не только не препятствует индивидуализации , но также способствует внедрению в сознание беспрецедентно массовых стандартов , освящает воззрения большинства . Человек во все времена вдохновлялся в своей деятельности определенным кругом идей , генерируемых общепризнанными героями . Духовная , идейная связь выстраивалась здесь от человека к человеку : легендарные вожди своим личным мужеством , религиозные проповедники своей пламенной верой , писатели и поэты своими произведениями , политики своими великими деяниями устанавливали новые социальные и культурные нормы . Подобные воззрения были характерны для индустриального общества . Современные исследователи констатируют , что сегодня место героев заняли , так называемые квазисубъекты – виртуальные собирательные стереотипы , активно культивируемые , чаще всего , политической и торговой рекламой . Таким образом , формируется стереотипы бытийственности людей , начиная от уровня здорового образ жизни до социальной направленности и мотивации , а современные герои – квазисубъекты – проповедуют главную добродетель настоящего дня – потребление . Человек все больше общается не с реальными людьми , а с квазисубъектом – виртуальным усредненным типом , синтезирующим в себе характерные черты множества людей [14, с . 86-89]. Теоретики постиндустриализма исходят из того , что в обыденном сознании в силу объективных обстоятельств смысложизненные вопросы уже не находятся в конкретно - практической плоскости ( человек избавлен от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=