Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 5 обучаемых и , следовательно , имеет право называться этической педагогикой . Главным на самом деле здесь является то , что , когда С . Гессен утверждает высшей ценностью обучения свободу , то обосновывает и способ ее достижения , который , по нашим меркам , пригоден к применению только в условиях пребывания сознания учащихся в виртуале . Конечно , мы исходим из недавних научных открытий , неизвестных этому педагогу . Последний нюанс не снижает значимости делаемых им выводов , наоборот , они привлекают к себе пристальное внимание возможностью их неординарной интерпретации . Несмотря на нашу сосредоточенность на способе , не предполагается его исследование в отрыве от остальных педагогических частей : учет совокупных моментов позволяет понять , почему именно на него делается ставка в книге С . Гессена . Расставляя по ранжиру используемые им ключевые этические понятия , получаем конфигурацию , в которой « Свобода » – цель , « Долг » – средство , « Творчество » – способ обучения . Бросается в глаза соединение в одной упряжке свободы , отвергающей принуждение , и долга , его , наоборот , закрепляющего . Оно привносит во взаимодействие цели и средства то диалектическое напряжение , которое всегда сопровождает попытку совместить , казалось бы , несовместимые вещи . Настаивая на адекватности своей позиции , ученый пишет : « Именно потому , что принуждение может быть действительно отменено только самой постепенно растущей личностью человека , свобода есть не факт , а цель , не данность , а задание воспитания . А если так , то падает самая альтернатива свободного или принудительного воспитания , и свобода и принуждение оказываются не противоположными , а взаимно проникающими друг друга началами . Воспитание не может не быть принудительным … Принуждение есть факт жизни , созданный не людьми , а природой человека , рождающегося не свободным …, а рабом принуждения . Человек рождается рабом окружающей его действительности , и освобождение от власти бытия есть только задание жизни и , в частности , образования » [3, с . 61]. Идентификация принуждения как естественного природного явления , предназначенного для выражения внутреннего несовершенства человека , становится главной и многомерной посылкой педагогики С . Гессена , за которой следуют определенные умозаключения . Первое из них касается изменения приоритетов в педагогической стратегии . Часто , внимание в ней концентрируется на внешних условиях обучения : подготовке к занятиям аудиторий , оборудования , разработке планов подачи учебного материала и т . п . Все это нужно делать , но в русле тактического маневра , а в стратегическом плане уместно сосредоточиться только на одном – на развитии у учеников стремления к получению достойного образования «… путем воспитания в ребенке внутренней силы личности и свободы , которая могла бы сопротивляться всякому принуждению , откуда бы оно ни шло » [3, с . 60]. Собственно сопротивляться приходится самому себе , потому что естественное принуждение имеет органическое происхождение . Незакаленный трудностями жизни , детский организм принуждает маленького человека искать возможность для игр и отдыха , а не для усердной познавательной деятельности . Его сознание несвободно , оно находится под

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=