Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 48 развивая данную мысль , делает интересное заявление о том , что рассматриваемый антропофеномен сегодня получает название « человек - ризома » – это человек , лишенный центра личности , « распавшийся субъект » [4, с . 37-41]. С информатизацией всех сторон деятельности значительно возрастает комфортность человеческого существования , но одновременно возникают и негативные проявления как на глобальном , так и локальном и индивидуальном уровне . Изменение активности во внешней среде ведет к застою внутренней духовной сферы , обусловливает приземленность , агрессивность интересов , погрязание в потребительстве , вещизме ; самость расщепляется от переизбытка информации и коммуникаций , возникает ощущение неустойчивости , неуспевания за переменами , разбрасывания сил , потери приоритетной ориентации . Культурологический аспект информационного общества часто именуется философами постмодерном . Большой вклад в становление и развитие концепции постмодерна внесли французские исследователи Ж .- Ф . Лиотар , Ж . Делез и Ж . Бодрийяр [ см . например 5]. В качестве характерных черт постмодерна данные исследователи выделяют следующие черты : полицентричность , релятивизм ( мировоззренческий , этический , культурный и т . д .), плюрализм , отказ от понятия '' личность '' в пользу понятия '' маска ''. Большинство исследователей постмодерна сходятся во мнении , что исходным пунктом характеристики данной парадигмы является множественность и мозаичность жизненных практик и стилей . '' Все надо попробовать , испытать : не только кухню всех народов , но и культуру , науку , религию , сексуальность . Число использованных практик может приближаться к бесконечности . Возможные практики нам показывают журналы в глянцевых обложках или телеклипы . Любопытно , что возникшая потребность может и не проявляться в форме острого желания , специфического предпочтения . Чаще это - диффузное любопытство " [6, с . 180-182]. Благодаря информационной доступности , постмодернизм эклектически сочетает в себе достижения и ценности всех культурных эпох , свободно оперирует их материалами и комбинирует их по своему усмотрению . Но манипулируя такими сложными компонентами , как мозаичность , раздробленность образов , знаний и ценностей , он не способен соперничать с ней всерьез . Понятие '' личность '' сегодня полностью заменено понятием '' маска '' – аспект явления стал самим явлением [7]. Признавая наличие смешения стилей в культуре постмодерна , разрушающее единство культурной парадигмы , исследователи выделяют в качестве положительного момента то , что все происходящее обеспечивает при этом культурный плюрализм . Благодаря чему , сознание человека становится менее академическим , обеспечивая предельную свободу и гибкость мышления и открывает возможность для креатива , способствующего саморазвития личности . Мировоззренческую ситуацию информационного общества философы , исследующие его социо - культурный ареал , определяют как предельный , а точнее беспредельный , релятивизм . Данное суждение основано на том факте , что реальности современного общества , основанного на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=