Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 47 индивидуумов , атомизирует общество , не упрощая , а еще более усложняя его . Так же усложняется и социокультурное пространство : добавляется информационное пространство социокультурных возможностей кодирования и тиражирования знания и виртуальное пространство – тотальное пространство симулякров , включаемое носителями сетевой культуры в свою обыденную , повседневную реальность . У личности как основного носителя культурных ценностей , составляющими духовной жизни являются мировоззрение , идеалы , нормы нравственности , социальные и личностные ориентации , эстетические позиции . Человек техногенной цивилизации понимается как активно - деятельное существо , преобразующая деятельность которого является его главным предназначением . При этом деятельно - активный идеал отношения человека к природе распространяется и на сферу социальных отношений . Для такого общества характерно господство рационального мышления , нацеленного на теоретическое осмысление внешнего мира и использование знаний для развития орудий производства с целью увеличения их эффективности , а также понимание природы как объективно существующей закономерно развивающейся и функционирующей реальности , познав которую человек как разумное существо может поставить под свой контроль и дегуманизация общественных отношений , когда средства активно - преобразующей деятельности человека превращаются в цель . Философы , исследуя процесс становления информационного общества , фокусируют внимание на тех трудностях и рисках , с которыми сталкивается современный человек , беспокоясь более всего об оскудении его внутреннего мира , уменьшении в нем доли духовности . Ю . Рюриков пишет , что над человечеством нависают три дамокловых меча : атомная смерть , экологическая катастрофа и « меч эгоизации людей , их духовного выражения , … пожалуй , самый страшный » [1, с . 44]. В . В . Афанасьева считает , человек сейчас находится в западне перепотребления , наносящего вред « человеческой телесности , человеческой ментальности , человеческой личности , человеку в целом . Перепотребление пищи и бытовых продуктов приводит к болезням тела , перепотребление информации и коммуникаций – к болезням души . Человек перестает полноценно двигаться и теряет здоровье , потому что становится слишком толстым от переедания и слишком зависит от технических устройств ; прекращает свободно думать , потому что обременен навязанной и ненужной информацией ; … прекращает наслаждаться произведениями искусства , потому что окружен псевдокультурными подделками . Человечество болеет , скучает и умирает потому , что перепотребляет » [2, с . 131]. В . Н . Игнатов подчеркивает , что на ментальность человека постоянно воздействуют рекламные акции и другие раздражители , заставляющие направлять мысли в разные , иногда противоположные стороны , что порождает синдром « разорванного сознания . Его субъект утрачивает внутренний духовный стержень , теряет точку опоры , которая могла бы одновременно служить ему и точкой отсчета , критерием оценки драматических событий кризисной эпохи » [3, с . 304]. А . В . Яловенко ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=