Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 43 Продажность тесно связана с личной выгодой ; можно сказать , что желание личной выгоды стимулирует продажность , которая легализует морально порочные механизмы поведения , создаваемые в свою очередь коррупционной ситуацией . Образуется порочный круг между моральными пороками личности и коррупционной ситуацией , способствующей проявлению этих пороков . Тем самым , выявляется исключительно нравственная природа коррупции . При этом , нужно отметь , что тема коррупции не является приоритетом в современных отечественных этических исследованиях . Возможно , это связано с неразвитостью институциональной и социальной этики . Тем не менее , основное количество исследований коррупции – это юридические , а не этические работы . В этом контексте хотелось бы обратить особое внимание на нечастый и за рубежом опыт исследования коррупции в контексте моральной теории . В западной традиции коррупция часто рассматривается как аберрация власти в контексте политический этики . В этом плане заслуживает интерес книга современного чилийского философа Дарио Саласа Соммэра « Мораль XXI века ». В этой фундаментальной работе дан этический анализ феномена коррупции с позиций моральной философии . Примечательно то , что автор рассматривает коррупцию в разделе « Моральные ошибки и грехи » наряду с такими явлениями как нечестность , злоупотребление властью , манипуляция людьми , эгоизм , зависть , посредственность , мошенничество и др . Тем самым , перед нами исключительно этическая трактовка коррупции , которая позволяет понять ее глубинные антропологические истоки . Соммер полагает , что коррупции сегодня подвержено большинство людей : « любой человек , природа которого была искажена , испорчена и извращена в результате бессознательного обучения или насильственного внедрения бессознательной информации , подвержен страшному недугу коррупции , фрустрациям и не способен к развитию ценнейшего качества , присущего истинному человеку , – высшего бодрствующего сознания , которое отличает пробудившегося человека от самнамбулы » [6, с . 180]. Такая трактовка исходит от первоначального значения термина « коррупции » – « искажать », « портить », « извращать ». Язык хранит в себе моральные смыслы . Важным для философа является вопрос о « питательной среде » коррупции . Таковой является низкий уровень самосознания , который способствует возникновению и распространению коррупции . Возможное противодействие этому не столько в политической и законодательной сферах , сколько в нравственном усилии личности . Соммер пишет : « Коррупция всегда основана на недостатке характера и воли . Люди предпочитают легкие заработки , что стало отличительной чертой нашего общества , ослабленного удовольствиями и потребительской вседозволенностью » [6, с . 189]. Легкий заработок и стремление к удовольствиям – отличительные черты потребительского , в своей основе гедонистического общества . О деструктивном влиянии потребительской психологии на моральное состояние личности писали многие известные авторы в XX веке . Можно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=