Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 42 коррупцию , прежде всего , как нравственно негативное явление , оказывающее угнетающее действие , в том числе и на экономику . Вот мнение известного специалиста в этой сфере А . И . Кирпичникова : « Коррупция – это коррозия власти . Как ржавчина разъедает металл , так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества . Уровень коррупции – своеобразный термометр общества , показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах , а в интересах общества . Подобно тому , как для металла коррозионная усталость означает понижение предела его выносливости , так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемость » [3, с . 17]. С нашей точки зрения , раскрытие именно нравственных аспектов такого социального зла как коррупция поможет выявить его истинные причины , которые помогут нахождению более эффективных средств борьбы с ним . Мы хотим показать , что нравственно порочная личность более склонна к коррупционному поведению . Этический анализ позволят выявить также специфические нравственные пороки , которые присущи коррупционному типу поведения . Прежде всего , основой коррупционных деяний является гипертрофированная страсть к наживе , личной выгоде , которая также именуется корыстолюбием . В . Д . Андриянов дает такое определение феномену коррупции , в котором выявляются его моральная порочность : « Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды , противоречащее установленным законом и правилам » [4, с . 17]. Можно сказать , что в коррупционном поведении действует не только экономическая целесообразность , но и стремление к личной выгоде , которая становится иррациональной страстью и самоцелью . Личная выгода сама по себе не может быть , конечно , восприниматься как юридически криминальное или морально порочное явление . Однако гипертрофированные формы , которые становятся возможными при коррупции , являются одновременно и правонарушением и этически недопустимыми действиями . Кроме страсти к наживе , необходимо указать еще на один специфически коррупционный моральный порок как продажность . Известный специалист в области девиантологии Я . И . Галинский пишет : « Коррупция – сложный социальный феномен , порождение общества и общественных отношений , одно из проявлений продажности . Социальный феномен продажности ( от коррупции должностных лиц до брачных аферистов и проституции – в сфере политики , науки , искусства , журналистики или же – сексуальных отношений ) возможен в обществе развитых товарно - денежных отношений … Тот или иной вид продажности , осознаваемый как проблема , представляет собой социальную конструкцию : общество определяет , что именно , где , когда , при каких условиях и с какими последствиями рассматривается как коррупция , проституция и др .» [5, с . 258].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=