Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 36 радикальный представитель активного христианства , в основе которого деятельно - оптимистический подход к жизни и культуре . Бердяев , Булгаков и особенно Федотов в большей степени примыкают к идеям федоровского онтологического оптимизма . Синтез эсхатологии и культуры имеет место у Г . П . Федотова . Он ставит фундаментальный вопрос : « как совместить служение культуре с ожиданием ее конца ?» Для этого , согласно философу , нужно , прежде всего , отбросить две крайние абсолютизированные формы мировоззрения : культуру без эсхатологии и эсхатологию без культуры . Первый тип эсхатологии – это бесконечный прогресс секуляризированной Европы ; второй – насильственная , внечеловеческая и антикультурная эсхатология , свойственная первохристианству и народной русской религиозности . И в том и в другом смысле искажается христианский смысл истории как богочеловеческого процесса , предполагающего одновременно благодать и человеческое усилие . Г . П . Федотов склоняется к идее Н . Ф . Федорова об условном значении пророчеств , считая ее « настоящим освобождением ». Федотов полагает , что « единственная эсхатология , которая может сочетать оправдание общего дела с упованием общего спасения , есть эсхатология условных пророчеств , открывающая возможность – конечно , только возможность , – оптимистического конца [10, с . 157]. Несмотря на оптимистический и в целом рационалистический настрой Г . П . Федотова , видно , как он сильно озабочен этой проблемой , встревожен трудностью ее непротиворечивого решения . Он в принципе движим тем же « ужасом тварности », который составляет субстанцию эсхатологической тревоги у большинства русских мыслителей . Конечно , этого ужаса у Федотова меньше , чем у Гоголя и Леонтьева , однако , исключить его нельзя . Показательны идеи Бердяева об эсхатологической этике , о которой он говорит следующее : « Эсхатологическая этика совсем не означает пассивного отказа от творчества и активности . Пассивные апокалиптические настроения принадлежат прошлому , они означают упадочность и бегство от жизни . Наоборот , эсхатологическая этика , основанная на апокалиптическом опыте , требует небывалого напряжения человеческой активности и творчества . Нельзя пассивно , в тоске , ужасе и страхе ждать наступления конца и смерти человеческой личности и мира . Человек призван активно бороться со смертоносными силами зла и творчески уготовлять наступление Царства Божьего » [19, с . 379-380]. Это своего рода квинтэссенция активного эсхатологизма , в которой преодолена трагедия и тревога на путях творческого преображения жизни и культуры . Этому преодолению трагизма посвящены многие работы С . Г . Семеновой , в частности книга , которая так и называется « Преодоление трагедии ». В ней автор на огромном литературно - философском материале как бы иллюстрирует мысль Н . А . Бердяева , что « нельзя пассивно , в тоске , ужасе и страхе ждать наступления конца и смерти человеческой личности и мира ».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=