Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 28 УДК 130.3 В . В . Варава ( Воронежский государственный университет ) Тел .: (473) 220-82-52, e-mail: office@phipsy.vsu.ru «УЖАС ТВАРНОСТИ». ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА КАК ИСТОК РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В статье рассматриваются эсхатологические истоки русской философии . Обосновывается предположение , что « эсхатологическая тревога » в качестве начала философии играет такую же значимую роль для отечественных мыслителей , как познание для западноевропейских . Ключевые слова : русская философия , эсхатология , ужас , смерть , историософия . Проблема начала философии , связанная непосредственно с вопросом о ее сущности , относится к разряду « вечных » и неразрешимых . Причем это качается философов самых различных направлений . Вот , например , представитель логического позитивизма Фридрих Вайсман в своей известной статье « Как я понимаю философию » пишет : « Что такое философия , я не знаю и не могу предложить готовой формулы . Стоит мне начать обдумывать этот вопрос , как я погружаюсь в такой поток захлестывающих друг друга идей , что не могу отдать должное им всем » [1, с . 83]. Так может сказать любой философ ; история всей философии подтверждение этому . В этом заключается существенное отличие философии от иных форм духовной культуры . В принципе нельзя не знать , что такое наука , если занимаешься наукой ; нельзя не знать , что такое религия , если занимаешься теологией ; нельзя не знать , что такое политика , если занимаешься политологией и т . д . По крайней мере , если изначально точно и не определена предметная область этих феноменов , то занятия в этой сфере гарантируют продвижение в понимании . С философией совершенно иная ситуация ; здесь как раз боле глубокие знания не только не ничего проясняют , но расшатывают и те незначительные островки ясного и понятного , которые были добыты в ходе , например , логического анализа . Однако такая « неразрешимость » и принципиальная непроясняемость философии есть своего рода знак эпистемологической неисчерпаемости философского дискурса , всегда погруженного в авторефлексию над собственными основаниями . Собственно говоря , такова природа философии вообще ; стремление ответить на вопрос о начале философии создает новые формы философствования и обеспечивает бытие философской культуре . Особый драматизм вопрос о начале приобретает в контексте русской философии . Здесь , по мнению М . Н . Громова , уже два столетия « идет полемика по поводу периодизации русской философии , ее начала и основных стадий эволюции , включенности в европейское и мировое мыслительное пространство » [2, с . 155]. Эти нескончаемые споры , имеют место и сегодня , приобретая порой острый характер . Рассмотрение « начала философии » в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=