Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 21 по мнению мыслителя , является противодуховной враждой , а добро – одухотворенной любовью . В . С . Соловьев отмечает : « Зло — в широком смысле этот термин относится ко всему , что получает от нас отрицательную оценку , или порицается нами с какой - нибудь стороны ; в этом смысле и ложь , и безобразие подходят под понятие зла . В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка » [14]. Н . А . Бердяев связывает проблему теодицеи со смыслом и значением исторического процесса . Мыслитель отмечает , что если осознать мир и его творение , а так же значение истории мира – то это будет означать ни что иное , как оправдание Бога за имеющееся зло , в частности за грехопадение ( за зло греха ), как начала и основания истории мира в целом . Из данного мнения следует что , мировая история являет собой историю греха , что предполагает ее ход по мере искупления этого греха к концу истории , который , потому - то , и является неизбежной и смыслообразующей частью истории . Бердяев упомянут о неком ощущении « какого - то страшного преступления , свойственном всему живому , и что все в этом преступлении участвовали и за него ответственны » [2]. Необходимо заметить , что основываться на такой зыбкий аргумент не легко , поэтому мыслитель делает акцент на потребности признания греховности и его результата – зла , поскольку в противном случает смысл истории просто исчезает : « Если бы не было зла , поражающего наш мир , то человечество довольствовалось бы природным миром . Природный мир , свободный от всякого зла и страданий , стал бы единственным божеством для человека . Если бы не было зла и порожденного им горя , то не было бы и потребности избавления » [3]. Русский философ Н . О . Лосский , проблему теодицеи видит сквозь призму категорий добра и зла – это позволяет принять и прочувствовать , что одно достойно одобрения и заслуженного существования , а другое лишь порицания и нестоящего существования . Однако , жизнь имеет сложное содержание , и очень часто легко совершить ошибку и не подметить зла , которое может быть замаскировано , или же возможно не оценить добро , которое может иметь определенные недостатки . Чтобы избежать данного подвоха , мыслитель предлагает утвердить оригинальную « абсолютно совершенную и всеобъемлющую » меру добра , которая станет фундаментом для всех прочих оценок . Такой мерой или высшим добром , по мнению Лосского , является Бог . « Бог есть само Добро во всеобъемлющем значении этого слова : Он есть сама истина , сама Красота , Нравственное Добро , Жизнь и т . д . Таким образом , Бог , и именно каждое лицо пресвятой Троицы , есть Всеобъемлющая абсолютная самоценность » [10]. В своем фундаментальном труде « Бог и мировое зло » Н . О . Лосский отмечает : « Мир лежит во зле » [10]. Мыслитель ставит перед собой задачу ответить на предельный вопрос о том , как всемогущий , всеблагой и всеведущий Бог сотворил мир , в котором происходит так много злого , как возможно , чтобы тем не менее Бог ни в какой мере не был причиной , творящей зло . Рассматривая вопрос о сотворении мира , Лосский рассуждает о том , что Бог создал мир совершенно из ничего и исключительно для людей , которые должны являться , по мнению мыслителя –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=