Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 20 существуют для того , чтобы укреплять веру и добродетель . С такой целью Бог и попускает их наличие . Необходимо отметить , что по мнению Августина , Бог создал мир из « ничего », но из этого подобает вывод не о бездне между тем кто создал и созданием , а установление о том , что на творении покоится отпечаток конечности и злобы . Тварный мир обладает свойствами употребленного строительного материала , всему сотворенному свойственно влечение к разрушению и самоуничтожению . Всякая вещь сохраняется в бытии одним только божественным содействием . Данное воззрение находится в основе метафизического варианта теодицеи Августина . В русской богословской традиции довольно часто с целью богооправдания богословы обращались к житийной литературе и к сборникам избранных изречений святых отцов ( патерики ). Святитель Игнатий ( Брянчанинов ) излагает следующий пример , пособляющий осознать усмотрение Бога касательно людей . « В четвертом веке жил в Египте святой старец , имевший особенный дар чудотворения и по причине его громкую славу между человеками . Вскоре он заметил , что гордость стала овладевать им , и он не в состоянии победить ее собственными усилиями . Старец прибег к Богу с теплейшими молитвами , чтобы попущено ему было для смирение беснование . Бог исполнил смиренномудрое прошение раба Своего и попустил Сатане войти в него . Он подвергался всеми припадками беснующегося в течении пяти месяцев ; принуждены были надеть на него цепи ; народ стекавшийся к нему во множестве , прославлявший его велики святым , оставил его , разгласив , что он лишился рассудка , а старец , избавившись от славы человеческой и от зарождавшейся в нем гордости по поводу этой славы , возблагодарил Бога , спасшего его от погибели » [13, с . 320]. В данном примере необходимо отметить этический аспект попущения зла как средства борьбы с грехом , который скорее более характерен для житийной и народной литературы , а не для богословия . После обзора богословской традиции теодицеи мы перейдем к ее рассмотрению в рамках русской философской парадигмы . В русской философии теодицея представлена религиозно - философским учением , стремящимся согласовать несовершенства в мире с благостью , всемогуществом и правосудием Бога . В теодицее сконцентрированы стержневые вопросы существования человека : зло и добро , справедливость и наказание , грех и добродетель , смысл и бессмысленность человеческой жизни и мира , страдание и искупление , смерть и бессмертие , свобода и ответственность . « Мыслители определяют содержание данных категорий , выявляют диалектическую связь между ними , обозначают центральные вопросы теодицеи . Каждый из философов представляет свое видение проблемы , выстраивает свою теодицею ». [5, с . 141]. По мнению русского философа И . А . Ильина , зло являет собой не отвлеченное понятие и не является результатом индивидуальной оценки и восприятия , а так же не является неким логическим обстоятельством . Зло это – « живущее в нашей душе страстное тяготение к разнузданности , к разгулу дурных страстей , что ведет к духовному распаду личности ... Настоящее местонахождение зла ( как и добра ) – душевно - духовный мир человека » [7]. Зло ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=