Гуманитарные Ведомости Выпуск 2(14). 2015

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 2 (14), июнь 2015 г . 19 Согласно данному принципу , вера в то , что когда настанет хаос и разруха , бедствия и ужасающая несправедливость , всеблагой и всемогущий Бог проявит свою волю для превосходства над злом , ликвидации страданий и возмездия праведных . И , наконец , седьмой принцип гласит о искушении сатаной , « Принцип христианского решения содержит и ссылку на библейское указание о внечеловеческом мире как источнике искушения и порочности » [12]. В границах христианской традиции , кроме библейского оправдания присутствия зла в мире , можно отметить и характерные богословские , которые формировались посредством принципа свободного изъявления человеком воли : Бог сотворил жизнь , которая для полноты включает в себя вероятность морального зла , которое , в свою очередь , порождает физическое зло . Данный аргумент является фундаментом христианской идеи богооправдания от откровения библейских текстов до религиозной философской мысли XIX- ХХ вв . Однако , нельзя сказать , что при всем значении проблемы теодицеи , ей отводилось центральное место в христианском богословии . Величайшие богословы прошлого , такие как : Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Нисский и др ., в проблеме теодицеи не находили каких либо трудностей . Им присуще классическое обоснование теодицеи : зло пришло в тварный мир вместе с грехопадением человека ( однако , грех не является аргументом для отказа « человеческого Богом ») но зло не существует самостоятельно , оно не субстанционально , оно являет собой недостаток добра . Стоит отметить , что до Великих Каппадокийцев , по тому же пути разрешения проблемы богооправдания , следуют уже во II веке Ориген и Климент Александрийский , которые отмечают , что « Всякое зло есть ничто , хотя бывает и не - сущее ; благой тождествен сущему , противоположно же благу злое или дурное , как противоположно сущему не - сущее , откуда следует , что дурное и злое есть не - сущее » [4, с . 128]. Дионисий Ареопагит отмечает : « Зло соучаствует в восполнении всего и доставляет собою целому способность не быть незавершенным » [6, с . 27]. Таким образом , зло – это нечто относительное , это обратная сторона добра . Именно поэтому существование зла необходимо для того , что бы различить добро . « Ведь если зла нет , то добродетель и порок – одно и то же и в целом , по отношению к другому целому , и в сопоставимых частностях , и уже не будет злом то , что борется с Добром » [4, с .136]. Онтологическая конструкция теодицеи , представленная Августином , является одной из самых первых и имеет авторитетный характер для православной церкви и в наши дни . Данная конструкция представляет два аспекта проблемы теодицеи – метафизический и эстетический . Согласно метафизическому аспекту , что зло не имеет онтологического основания , а лишь исходит из возможной изменчивости вещей . Эстетический аспект характеризует зло как некую « явленность », присутствие , которое имеет негативное значение само по себе или же с ограниченной точки зрения человека , а в целостной картине мира оказывается благом . В целом мир обнаруживает себя благим и прекрасным , зло же бытует в нем лишь только относительно : например в качестве определенного недостатка или какого - либо отсутствия . Грехи и пороки , которые являются негативными сами по себе ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=